Thursday, January 19, 2012

Шмот. Ваэра, Бo - казни египетские.

В прошлой главе "Шмот" Моше был призван Ашем в Египет и вместе с Аароном, старшим своим братом, пришел к Паро.
И говорил Моше Паро: так сказал Ашем, отпусти народ мой праздновать мне в пустыне. Но не послушался Паро и приказал ещё сильнее изнурять евреев рабской работой. И обвинили бригадиры евреев Моше и Аарона в своих новых бедах.
И больно стало Моше от упрёков этих, и хочет он отказаться от своей миссии:
- Адонай, зачем сделал зло ты народу этому, зачем послал меня?
С тех пор, как я пришел к Паро говорить Именем Твоим - хуже стало народу этому, и спасти не спас Ты народ твой!


С этого места начинается наша глава Ваэра.

Пробный камень запущен. Паро знать не хочет никакого Ашем. Он сам себе Эло'им. А евреи настолько порабощены бессмысленной и тяжелой работой, что говорить с ними об освобождении бесмысленно - пусть уж будет как есть, лишь бы не стало хуже.
И Ашем ставит диагноз Паро - непомерная гордыня, которая лечится лишь битьем.
Надо сказать, что и дальше в Торе, после каждого этапа исхода народа Израэля из Египта, Ашем будет диагностировать состояние народа и назначать им нужную процедуру в виде всё новых и новых мицвот. Так и двигались они к границам Эрец Кнаан, пока не набралось всех мицвот 613.

6.2. И говорил Ашем Моше и сказал ему: Я - Ашем.
И Я открывался Аврааму, Ицхаку и Яакову именем Эль Шадай, но именем Ашем Я не был познан ими.
И Я также установил Мой завет с ними, чтобы дать им землю Кнаан, землю их проживания, на которой жили они.
И также Я услышал стенание сынов Исраэля, которых мицрим порабощают, и вспомнил Я Мой завет.

Эль Шадай - одно из имен Ашем, означающее "тот, кто обещает и имеет силу выполнить обещанное".
И мы помним, что Ашем обещал Аврааму, Ицхаку и Яакову, что выведу Я твоих потомков из земли чужой и приведу их в землю Кнаан.
Сейчас время пришло. Рождается новый народ и Ашем начинает осуществлять своё обещание.
И поскольку ни одна из сторон - ни Паро, ни евреи не хотят ничего менять, то Ашем начинает вытряхивать еврев из Египта, с помощью 10 ударов по Египетскому заду. Битьё должно быть полезно и для египтян и для евреев. Дабы увидели все (кто хочет увидеть) силу того, кто пришёл спасать свой народ.
Десять казней египетских (точнее 10 ударов по Египту) столь всеобъемлющие и в них столько глубокой символики, что для нашего короткого обзора трудно выбрать, какой для нас удачней.
10 ударов разделены по двум главам - в нашей главе было нанесено 7 ударов, а в следующей главе "Бо" были посланы ещё 3 удара.
После чего фараон уже сам будет просить Моше вывести евреев из Египта. Хотя знал Паро, что десятый удар был последним и дальше можно бы жить спокойно. Значит, зауважал и признал он Ашем.
Когда мы встречаем значения 7 и 3, то сразу возникает мысли о их связи происходящего с устройством мироздания. Все материальные и духовные миры, и люди, и общество имеют семиуровневую организацию (будем вспоминать их по пути в Кнаан).
Потому первые 7 ударов затронут все уровни мироздания.
А 3 последние (Саранча, Тьма, Поражение Первенцев), укажут на три первоосновы, на которых стоит мир - гармония, истина, правосудие (см. трактат Авот 1.18).
А музыкальность семёрки, составило бы грандиозную космическую симфонию под названием "Исход", где автор и дирижер - Ашем.

Удар 1. Превращение вод Нила в Кровь.  

7.20 ... И поднял Аарон посох, и ударил воду, которая в реке, на глазах у Паро и на глазах у его слуг, и превратилась вся вода, которая в реке, в кровь.  И рыба, которая в реке, вымерла, и зловонной стала река, и не в силах были египтяне пить воду из реки, и была кровь по всей земле Мицраима.
Через неделю, когда кровь сошла и Нил наполнился водой, то также и маги египетские смогли сделать токое же чудо в своих тазиках. И не впечатлился этим Фараон.

Удар 2. Марш Лягушек на всю египетскую землю.  

8.2. И простер Аарон свою руку над водами Мицраима, и поднялась жаба(или лягушка), и покрыла всю землю Мицраима.
По приказу Аарона вышел царь лягушка, и квакнул во всё лягушачье горло, и строем из реки вышла вся лягушачья армия.
Здесь были затронуты уровни эмоций. Фе-е.

Удар 3. Наказание Вшами.

Весь прах земли по команде Аарона стал кусачими вшами по всей стране Египетской.  И не смогли маги сделать такую тварь.
8.15 И сказали маги Паро: Перст Эло'им это. Но скрепилось сердце Паро, и он не послушал их - как говорил Ашем.    
Эта казнь символизирует управление на уровне микромира, над которым человек уже не властен.
Но мудрецы египетские, все это объясняют природными катаклизмами, связанными с расположением звезд и убеждают в этом Паро - ведь и Моше не предупредил Паро о такой каре, потому, что и сам не знал.

Удар 4. Аров - смесь диких зверей.

Заметим, что первые три удара были по всей стране Египет, т.е. затронули и землю Гошен и следовательно касались, в какой-то мере. и евреев. Чтобы смогли они почувствовать, то что чувствуют египтяне.  Но следующие удары уже минуют землю Гошен:
8.18. И отличу Я в тот день землю Гошен, на которой народ Мой стоит, чтобы не быть там скопищу, чтобы ты знал, что Я Господь среди земли.
И положу Я различие между Моим народом и между твоим народом, - на завтра будет этот знак.


Аров, смешивает чувства реальности и это будет границей смешения сынов Яакова от египтян.

А иврим будут в страхе наблюдать за происходящим в стране Мицраим.
По-видимому, к новым работам их уже не сгоняют.   
8.20. И сделал Ашем так, и пришел аров бесчисленный в дом Паро и в дом слуг его, и по всей земле Мицраима погибала земля от скопища этого.
Устная традиция отмечает такую деталь этой казни. Аров - это был сбор диких зверей со всего мира. Египет превратился в огромный зоопарк, где, к тому же, каждый вид животных, временно, приносил с собой тот климат, в котором он привык жить.
Например, появление в какой-либо местности белых медведей, приводило там к морозам и снегам. И от таких резких изменений погоды по всему Египту и "погибала земля".
Паро уже готов отпустить народ Израэля с Моше, но утяжелилось сердце Паро и не отпустил он народ.

Удар 5. Мор животных.

Навел Ашем очень тяжелый мор на всякий скот в Египте, который в поле.
И сделал различие между скотом Исраэля и между скотом Египта - ни один не умрет из всего скота принадлежавшего сынам Исраэля.
 ... 9.6 И сделал Ашем такое на следующий день, и вымер весь скот Египта, а из скота сынов Исраэля не пало ни одно.
И послал Паро, и вот, не пало из скота Исраэля ни одно и отягчилось сердце Паро, и не отпустил он народ.

Здесь Ашем вмешивается в уровень жизненного порядка.
Заметим, что пока, Тора говорит, что сам фараон отяжелил свое сердце.
Ашем ещё никак на него не влияет, Паро пока ещё дана свобода выбора.
Но он уже настолько отяжелил свое сердце, что кровь до головы не доходит. Он думает лишь одной своей печенкой.
И фраза ויכבד לב обычно переводят, как и "утягчилось сердце" Паро.
Но её лучше прочесть, как "опечёнилось" сердце Паро, то есть превратилось в печенку.

6. Язвы.  

9.10 И взяли Моше и Аарон пепел печной, и стали пред Паро, и бросил ее Моше к небу, и стала она воспалением, в язвы переходящим, на человеке и на скоте.
И не могли хартумы устоять пред Моше из-за воспаления, так как было воспаление на хартумах и на всех мицрим. 

И укрепил Ашем сердце Паро, и он не послушал их, как и говорил Ашем Моше. 
Хартумы - это избранное сословие египетских жрецов, и до этого времени все казни их, как бы, обходили.  Но сейчас нарывы были сначала на них, а потом - на остальном Египте. То есть различие было уже не только между евреями и египтянами, но и между высшим сословием, советниками Паро, и остальным народом.
И казнь эта коснулась хартумов не только за то, что они помогли фараону отяжелить его сердце, но она была и символом наказания за египетского идолопоклонство. Хартумы, которые считались монотеистами, были наказаны за отказ передавать свои знания народу.
Хартумы вели с Моше научные беседы о тайнах управления мирами. Ведь у них были общими не только знания о Творце, но и общий друг и учитель коэн Итро. И сейчас им стыдно появляться перед Моше в таком виде.
После этой казни Ашем отобрал у Паро свободу выбора. Он сам укрепляет сердце Паро, чтобы тот был в состоянии постичь смысл всего происходящего.

7. Град.

9.23 И простер Моше свой посох к небу, и Ашем дал громы и град, и нисходил огонь на землю, и пролил Ашем град на землю Мицраима.
И был град и огонь полыхающий среди града, очень сильного, которому не было подобного на всей стране Египет.
... Только на земле Гошен, в которой сыны Исраэля, не было града.

Надо сказать, что Моше предупредил всех о готовящейся катастрофе, потому что для Ашем важно не уничтожить Египет, а показать, кто есть хозяин в этом мире.
Фараон уже хотел бы отпустить евреев, но в последний момент Ашем укрепляется сердце его и он передумывает.
В Египте наступили голод и разруха. Вся рыба в Ниле пропала, мяса нет, ячмень и лен побиты градом. Только пшеница и полба не были сломаны, так как поздние они.

Люди привыкли к неизменности законов природы - водный мир, земля, небо, животный мир. Все в красоте, гармонии движется по своим законам.

Но через эти семь ударов по Египту, Ашем показал, что он может легко сломать эту гармонию. Изменять структуры воды, воздействовать на животный мир, проливать огонь и воду с небес, создавать вирусы и распространять их в любых границах (язвы на теле), управлять жизнью и смертью.  И нет для него ни пространственных, ни временных границ.
И нет других богов, кроме него - этого вселенского разума, которому есть дело до нас, человеков.

Удар 8. Саранча. (глава Бо).

10.1 И сказал Ашем Моше: Войди к Паро, ибо Я отягчил его сердце и сердце его рабов, чтобы Мне свершить эти Мои знамения в среде его.
10.2 И чтобы ты рассказывал во услышание сына твоего и сына твоего сына о том, как Я глумился над Египтянами, и о Моих знамениях, которые Я свершил среди них, - и узнаете, что Я Ашем.
И говорит Моше Паро, так сказал Ашем: если откажешься отпустить Мой народ, то Я наведу завтра саранчу в твои пределы в таком ужасе, которого не ведали никогда до дня этого.
10.7. И сказали слуги Паро ему: до каких пор будет это нам западней? Пошли Мужей, и будут служить Ашем. Элоим их! Ещё ты не знаешь, что пропал Египет?
И возвращены были Моше и Аарон к Паро, и сказал он им: Идите, служите Ашем, Эло'им вашему. Кто и кто идущие?
"Кто и кто" - ми вэ ми. Смысл вопроса фараона - Кто есть ты и дом твой. Какова сущность того кто в доме твоём. И Моше отвечает: я и дети мои, и жены мои, и старики... - это все одна сущность - народ Израиля. Абсолютная неразделённость.
Но Паро такая логика пока недоступна. И ответил:
10.10. И сказал им: будет так Ашем с вами, как пошлю вас и детей ваших. Смотрите - ведь зло перед лицами вашими!
Не так,  Идите только мужчины... И выгнал их от лица Паро.
Если следовать прямому смыслу текста -  Ашем просто издевается, насмехается над Египтом. Он лёгким движением "руки", изменяет привычную природу мира, ломает египетскую гордыню, и насмехается над их божками.
И не нужно ему согласие Паро "отпустить народ Израиля", потому что ещё не время выходить. Еще нужно время, чтобы поднять авторитет Моше, чтобы евреи консолидировались вокруг него, всецело доверяли ему и научились подчиняться его приказам. После этого можно и в дорогу. 
Но о чем слова Паро: "смотрите - ведь зло перед лицами вашими."? Смысл слов исходит от астрологических предсказаний египетских мудрецов. Есть звезда, которая называется Раа (Зло) и сейчас она поднимается навстречу вам в пустыне, куда вы хотите уйти. И предвещает она кровопролитие и вашу гибель. И то зло, которое вы замыслили, обернется против вас самих.
Но Господь решает иное относительно Раа (Зла) и заменит кровь, которое предвещала звезда, кровью обрезания. И об этом моменте исхода Тора будет нам напоминать не раз.
10.13. И простер Моше свой посох на страну Египет, и Ашем навел восточный ветер на землю, весь тот день и всю ночь. Утро настало, и восточный ветер нанес саранчу.
И налетела саранча на всю страну Египет, и опустилась во всей его границе - чрезвычайно тяжкая. Прежде не было такой саранчи, как эта, и после нее не будет такой.
И покрыла она вид всей земли, и померкла земля, и истребила всю траву земную и всякий плод древесный, который оставил град. И не осталось никакой зелени на дереве, ни из травы полевой на всей земле Мицраима.
Эта казнь почти добила Паро. Страна на пороге голодной смерти.
И он просит Моше о пощаде. И помолился Моше Ашем.

10.19. И обернул Ашем сильный ветер с моря, и унес он саранчу, и бросил её в море Тростниковое: не осталось ни одной во всех пределах Египта.
И укрепил Ашем сердце Паро, и не послал сынов Исраэля.
Ашем не убил саранчу, как было с лягушками, а убрал её из границ Египта, дабы не досталась она египтянам в пищу. Голод, так голод.
Удар 9. Тьма.
Если предыдущие казни можно себе вообразить, то три дня "осязаемой тьмы", когда даже с места сдвинуться никто не может, это что-то совсем уж метафизическое. Моряки говорят, что такая тьма бывает в море. Но для евреев тьмы не было.
Тьма, как символ беспросветного египетского невежества, поклонение самим себе, своим первенцам, домашним животным, фараону, созвездиям.
И это в сочетании с прославленной египетской мудростью.
Это даже не смешно.
И вот Ашем готовит последний нокаутирующий удар по египтянам - смерть первенцев.
Прошлогодний обзор главы Ваэра здесь.

No comments:

Post a Comment