Thursday, January 5, 2012

Берешит. Ваехи.

Это замыкающая, итоговая глава книги Берейшит.
Предыдущая глава Ваигаш заканчивалась пасуком:
47.27. И поселился Израэль в стране Египет, в земле Гошен, и овладели ею, и плодились, и размножались очень.
И без всякого разрыва и паузы идет переход в главу Ваехи.
47.28. И Жил (ויחי) Яаков в стране Египет семнадцать лет.
Таким смыканием глав Тора хочет показать, что и для семей братьев, и для Яакова это было время райской жизни на земле Гошен.
Согласно мидрашу, земля Гошен - это личное владение Сары. Когда Авраам покидал Египет, фараон подарил Саре землю Гошен (за моральные издержки ей причиненные). Можно сказать, что Гошен - это та земля бабушки Сары, в которой будет произрастать народ Израиля. И потому она их здесь так всех согрела, что забыли они, что пришли временно пожить в Египте, до конца голода.
22 года не видел Яаков Йосэфа, и это были годы его большой беды.
Теперь Ашем даровал ему 17 лет удовольствия, нахеса от детей и внуков
Поэтому для него эти дни в Египте называются Хаим.
Анализ гематрий слова ויחי (жизнь), которое символизирует жизнь - избавление, свободу, показывает, что оно содержит в себе намёк на слово גלות (галут) - изгнание. Яаков-Исраэль понимал, что египетский галут неминуемо закончится избавлением его потомков. Египет - символ галута, который - беременность для избавления.
Но главное, Яаков имел время переосмыслить весь путь от Авраама до Египта, присмотреться к сыновьям, и определить их назначение в будущем новом народе.
Но завершение книги Берешит, это ещё и большой праздник для самого Творца. Мы можем только догадываться (по намёкам в Танахе, в мидрашах), сколько было итераций, "начал, разрушений, новых поисков", в построении цепи "Авраам - Ицхак - Яаков - народ Израиля", пока, наконец, не создана семья, в котором достигнут мир и никто не был убит.
Наверное, не всё получилось идеально (можно было бы и без Ишмаэля, и чтобы Эсав не отказался от первородства), но всё же, конец этой истории соответствует исходной идее - Народ Израиля зачат вне своей земле - не в Кнаан, а в Египте.
Египет был плавильным котлом для 70 народов мира, в нем отражение качеств всего мира. Только в такой могучей стране может родиться новый народ, который сможет вынести на себе всю силу Египта, пройти весь путь человеческой истории и обрести бессмертие.

47.29. И приблизились дни Исраэля умереть, и позвал он сына своего, Йосэфа, и сказал ему: ... пожалуйста, не хорони меня в Египте.
Когда Яакова называют Исраэлем, значит Тора собираются говорить о его свойствах, которые он должен передать народу Израиля.
Яаков-Исраэль умирает, его свойства остаются в Израиле.
Заканчивается период Яакова-Исраэля, и начинается период народа Израиля в Египте.
Свойства Яакова и его энергия сформируют народ Израиля и будут вести его от рождения и до конца времён.
Перед уходом из жизни, Яаков должен определить жизненные функции своих 12 детей. Он как хороший тренер команды, должен расставить на поле всех игроков, в соответствии с их талантами.
Но сначала, он начинает воспитательную беседу с Йосифом.
Йосэф всё еще пытается проводить реформы в Египте, но по-видимому, не очень успешно. К фараону он уже доступа прямого не имеет.
И Яаков втолковывает ему, что не Египет, а Кнаан, место где должен жить будущий народ Израиля и оттуда уже воздействовать на другие народы.
Яаков требует от Йосэфа клятвы, чтобы тот похоронит его в земле Кнаан, вместе с праотцами в пещере Махпэла.
Но следующий шаг Яакова был полностью неожиданным для Йосифа.
Яаков болен, и призвал к себе он Йосэфа с детьми - Менаше и Эфраима.
И сказал он Йосэфу:
48.5. А сейчас два сына твоих, рожденные у тебя в стране Египет, до прихода моего, мне они! Эфраим и Менаше как Рувен и Шимон будут мне. ...
И увидел И
сраэль сыновей Йосэфа, и сказал: кто это?
- другими словами, он говорит: Йосэф, ты понял, что я тебе сказал? Повтори - так чьи это сейчас сыновья? кто это?
Но Йосэф категорически не согласен с отцом.
48.9. И сказал Йосэф отцу своему: сыновья - мои они, которых дал мне Эло'им здесь!
Яаков присоединяет Эфраима и Менаше к своим сыновьям и меняет их первенство - ставит Эфраима впереди Менаше.
Тут идет мистическая игра. Имя Менаше - "предающий забвению". А Эфраим - "плодовитость".
Не может первенец носить такое имя - предавать забвению. Но, когда он второй, то имя его уже будет означать, "не дающий забыть", и это своё имя он будет оправдывать уже в Эрец Израэль.
Присоединив Эфраима и Менаше к коленам Израиля, Яаков разбивает колено Йосэфа на две части и мы получаем не 12, а 13 колен.
И во всем Танахе они рассматриваются либо как одно колено Йосэфа, либо как два (когда не учитывается колено Леви).

48.21 И сказал Израэль Йосэфу: вот я умираю, и будет Эло'им с вами, и вернет вас в страну отцов ваших.
А я дал тебе Шхем один, дополнительно к братьям твоим, который взял я из руки Эмори мечом моим и луком моим.
Яаков ставит точку в споре с Йосэфом: Поверь мне, сынок, Египет - это временно. Израиль - это навсегда.
И как-то между слов, мы узнаём, что Яаков таки сражался за Шхем вместе с сыновьями. И Шхем стал его городом в Кнаан. Вспомним, что место возле Шхема было им ранее куплено за сто кесит (33.19).
Затем Яаков благословляет всех своих сыновей, в соответствии с их характерами, и выделяет среди них царское колено в Израиля - колено Иегуду.
Йосэф всем хорош, но он не любим своими братьями.

49.5. Шимон и Леви - братья, орудия грабежа мечи их.
.. Проклят гнев их, потому что могуч, и тяжела ярость их. Разделю их в Яакове и рассею их в Изра
иле.

Колено Леви не получило надела в Израиле. Оно стало коленом священников - коэнов и левитов. И расселились они в 48 городах Израиля. Их как бы нет в пространстве Израиля. Они в его точке - они между верхом и низом, они соединяют небо и землю. Их место в Храме. И теперь становится понятным назначение 13-го колена. Оно обеспечивает полноту числа 12-и колен Израиля.
Во время похода по пустыне Левиты были в центре лагеря, и тогда колена Эфраим и Менаше восполняли 12 колен вокруг лагеря.
Яаков все предвидел и рассчитал.
Двенадцать колен, красиво обрамляют грани Маген Давида - символа народа Израиля. А в его центре место Давида, царя Израиля.

49.33. И закончил Яаков приказывать сыновьям своим, и собрал ноги свои на кровать, и вытянулся, и приобщился к народу своему.
50.8. И поднялся весь дом Йосэфа, и братья его, только детей своих и весь скот свой оставили в стране Гошен.

Паро разрешил сынам Израиля похоронить своего отца в пещере Махпэла, но в заложниках оставил их детей и всё имущество, дабы никто не вздумал уйти - начиналось рабство. Даже Йосэф – стал его рабом.
Но не Йосэфа ли это была идея, загнать всех египтян, от малого до великого, в рабство Паро. И стал Египет домом рабства.
Здесь срабатывает важный принцип Торы - все самые лучшие идеи, намерения, если они слишком целенаправленные, однобоки, то они непременно придут к своему краху или, как говорится в каббале, к разбиению сосудов (килим). И осколки этих сосудов разлетаются, образуя хаос, и захватываются шелухой зла (клипот). И нужно время для осознания происшедшего, чтобы новые силы, смогли собрать искры святости из разных клипот и соединить их в новые структуры, где главная идея будет гармонично сосуществовать с другими идеями и свойствами.  И это общий путь развития в этом мире.

No comments:

Post a Comment