Thursday, December 29, 2011

Берешит. Ваигаш.

Предыдущая серия Микец заканчивалась тем, что Йосэф заставил своих братьев привести к нему в Египет Биньямина, их младшего брата.
Йегуда поручился перед своим отцом Яаковым, что вернет Биньямина  домой, и представил его пред ясные очи Йосэфа.  
Но Йосэфу не нужны братья в Египте, ему нужен только Биньямин, его родной брат. И он пытается избавиться от братьев подложив свою чашу Беньямину в мешок, и так задержать его у себя. Но его авантюра вдруг наталкивается на решительный протест братьев оставить Беньямина.
И наша глава продолжает оборванный рассказ словами:
44.18 И подступил к нему Йегуда и сказал: О господин мой! Дай же молвить рабу твоему слово во услышание моего господина, и пусть не воспылает твои гнев на раба твоего, ибо ты как Паро! ...
Напор ("и подступил") Йегуды,  его энергия и уверенность, с которой он защищает Биньямина, приводит Йосэфа в полное замешательство. Он видит перед собой сплоченную, семью, готовую на всё, ради своего младшего брата и отца. И Йегуду, взявшего на себя всю ответственность за цельность семьи перед Яаковым. Когда говорит Йегуда, все молчат. Он лидер. Он лидер и на нем вся ответственность за Биньямина. Йегуда поручился за Биньямина перед отцом – в этом мире и в будущем. 
44.32. Потому что раб твой поручился за юношу от отца моего, сказав:  если не приведу его к тебе виноват буду отцу моему все дни!
Такой литературно-драматический сюжет, самый простой уровень прочтения Торы - уровень пшат.
Теперь посмотрим на события более профессионально.
Два царя Израиля борются за Биньямина. Биньямин оказывается тем молчаливым звеном, которое должно соединить двух царей. 
Он та духовная составляющая дерева сфирот (дерева жизни),  которая должна соединить сферы Тиферет (Йосэф) и Малхут(Иегуда-Давид).
И говорит Йегуда:
44.30 И ныне, когда приду к твоему рабу, отцу моему, и отрока нет с нами, - а душа его (Яакова) привязана к душе его,  
И будет: увидев, что нет отрока, он умрет, и сведут рабы твои седины раба твоего, отца нашего, в скорби в могилу.
Душа Яакова привязана к душе Биньямина. Не станет Биньямина, умрет Яаков. Провалится проект создания народа Израиля. Он как игла в яйце. 
И по всему Танаху, Беньямин между Йосэфом и Иегудой.
Где размещалось колено Биньямина в Израиле? - они занимали площадь между наделами Иегуды и Йосэфа. Биньямин был их связывающим звеном. 
На его территории стоял Храм.
И также в сейчас, не будет мира между Йосэфом и Йегудой или не достигнет свет Тиферет точки Малхут, пока не приведут к Йосэфу Биньямина. Только где же его найти? 
45.1. И не мог Йосеф сдержать себя при всех стоявших подле него, и воскликнул он: Уведите всех от меня! И не стоял никто при нем, когда себя дал признать Йосеф своим братьям. 
И издал он глас свой в рыдании, и услышали (жители) Мицраима, и услышал дом Паро. 
И сказал Йосеф своим братьям: Я Йосеф. Жив ли еще мой отец? И не могли его братья ответить ему, ибо испугались они пред ним.

 נבהלן- не просто испугались, а были поражены ужасом. 
Они в шоке. Стыд перед Йосэфом - это сто кратный ужас, это и стыд, но был ещё и страх перед местью Йосэфа.
И успокаивает он братьев своих: это не вы продали меня, а Эло'им послал меня перед вами для вашего выживания. И как нет в моём сердце зла на моего брата, который не продавал меня, так и нет в моём сердце зла и на всех вас.

История братской ненависти, заканчивается победой братской любви.
Теперь можно и будущий галут пережить. 
Сильное "землетрясение" прокатилось по всему Египту. Начинается космическое событие - Ашем внедряет семью Яакова на Египетскую среду, где должен произрасти народ Израиля.
И главный герой - Биньямин. Он замкнул на себя линию Йосэф (Йесод) - Йегуда (Малхут), и через него система переводится на следующий уровень планов Ашем, новый парцуф под названием "Рождение Израиля".
... И послал Йосэф братьев своих за Яаковым, дабы переселилась вся семья его в Египет, пожить в земле Гошен. Ибо еще впереди будут 5 лет голода. 
И Йосеф снабдил братьев повозками и припасами на дорогу и, кроме того,
45.22. И дал всем перемены одежд, а Биньямину дал триста серебряных монет и пять перемен одежд.
Одежды и число пять постоянно встречаются в главах этой Йосэфовской истории.  
И если мы уже упоминали символ одевание одежд, как символ возвышения, а раздевание - падения. То что есть "пять" (חמש), которое  начинается буквой ח (hей)  и относят к слову חיימ - жизнь.
Но, по-видимому, здесь это цифра указывает на новый смысловой вектор.
Еще в прошлой главе, до истории с кубком, когда Йосэф позвал братьев на трапезу, то: 
43.34 ... И велел он нести от себя подношения им, и было подношение Биньямину в пять раз больше, чем подношения у них всех.
Но если здесь Йосэф, как бы дразнит братьев, то в нашей главе, уже после "мири-мири", он опять выделяет Биньямина и дарит ему - триста серебряных монет и пять одежд.
И хотя анализ написания слова, говорит, что Йосэф дал Биньямину пять недорогих одежд. Но почему пять? Да и в "Магелат Эстер", его потомку Мордехаю, царь Ахашверош нарядил в пять одежд... ?
Числа в Торе всегда открывают перед нами новые смыслы в её сюжетах и образах её героев.
В нашей главе  число пять самое используемое число и оно связывает Йосэфа с никим символом мира, который он строит. 
5 - это гематрии буквы ה, которая в Торе несет функцию выхода из обыденности, статичности. Оно символ начала подъема и осознания своей миссии в преобразовании мира. Вспомним, что добавление ה в имени Аврама подняло его над звездными предначертаниями. 
Кабала говорит, что буквой ה был сотворен мир.
И пятиконечная звезда (звезда Йосэфа) несет в себе этот смысл его коренных, революционных преобразований в Египте, но читай в мире.

45.25 И поднялись из Египта, и пришли в страну Кнаан к Яакову, отцу своему. И рассказали ему: ещё Йосэф жив! И он правит по всей стране Египет...
46.1 И двинулся Израэль и все, кто у него, и пришел в Бер Шеву, и зарезал жертву Элоим отца своего Ицхака.
И открылся Ашем Израилю в ночном видении, и сказал, "Яаков! Яаков!". И ответил: Вот Я.
Я Элоим твоего отца. Не бойся спуститься в Египет, там я сделаю тебя народом великим. Я спущусь с тобой в Египет, и Я приведу тебя оттуда обратно. И положит Йосэф свою руку на глаза твои.
Ашем называет здесь Исзраэль Яаковым, ибо теперь на пути в Египет он спускается с уровня государственного - Исраэль, на уровень своих личностных качеств, пока Эло'им не выведет оттуда его потомков.

46.8 Вот имена сынов Исраэля, приходящих в Египет....
И пересчитываются дети Леи от Рувена до Дины.
46.15. Все эти сыновья Леи, которых она родила Яакову в Падан-Араме, и Дину дочь его. И всех душ и сыновей и дочерей, - 33...
Но если самому пересчитать их, то будет лишь 32.
И Раши говорит, что 33-я это была дочь Леви, которая родилась при пересечении границы с Египтом. И эту девочку назвали Йохевед, она будущая мать Моше. Но поскольку евреи пробыли в Египте 210 лет, а Моше тогда было 80, то следовательно Йохевед родила Моше, кода ей было 130 лет.
Можно по разному к этому относиться, но надо всё же понимать, что это мидраш. А если ещё добавить, что мидраш повторяет, что она была жива и после смерти Моше, т.е. ей было тогда 250 лет. Чудеса в Танахе, это не сколько чудеса нашего мира, сколько указатель на новый смысловой пласт, до которого надо бы докопаться. И любой мидраш буквально просит нас об этом.
46.19. И вот сыны Рахели, жены Яакова: Йосэф и Биньямин. 
И родились у Йосефа на земле Мицраима (дети), которых родила ему Аснат, дочь Потиферы, вельможи Она: Менаше и Эфраим. 
А сыны Бинямнна: Бела, и Бехер и Ашбель, Гера и Нааман, Эхи и Рош, Муним и Хупим, и Ард. 
Если мы посчитаем, сколько детей было у Биньямина, то увидим, что его дети и дети Йосефа составляют вместе число 12. Очень символическое число, тем более все имена детей Беньямина чудесно связаны с Йосэфом. 
(Разбирайтесь сами).

47.27. И поселился Исраэль в стране Египет, на земле Гошен, и овладели ею, и плодились, и размножались очень.

И в заключении, я бы хотел показать, какие процессы задействованы при спуске братьев в Египет, в материнское чрево в котором зародился народ Израэль. Как удивителен весь сценарий разработанный Ашем и реализованный, конечно же, сперва на духовном уровнях.
Вспомним - Йосэф олицетворяет на дереве жизни сферу Йесод. В нём сосредоточена информация обо всех высших сфирот. Все их свойства должны добровольно войти в Йосефа, и соединиться в нём в любви.
И в схеме жизни Йосэф - это то мужское, которое должно войти в лоно Египта. Оплодотворить его. 
Яаков, Исраэль - это семя Йосефа. Т.е. Израэль - содержание семени Йосефа. 
И до тех пор Йосэф не даёт знать о себе Яакову, пока все свойства братьев сами не придут к нему и не соединятся с ним через Биньямина.
Йосеф женился на египтянке. Теперь всё готово для брачной ночи.  
И через Йосэфа (Йесод) семя Яакова (души их связаны) входит в Египет. В Яакове находится всё то, что должно дать жизнь Израилю. 

Только в исторической перспективе, стоя на плечах поколений учителей,
можно оценить пути создателя. За миг нашей жизни, мы ничего понять не можем.
И, быть может, для того и дан нам лишь миг, дабы никто не смог повредить планам Ашем. 

No comments:

Post a Comment