Friday, December 9, 2011

Берешит. Ваишлах

Яаков, наконец, уходит от Лавана, проработав у него более 20 лет.
Сейчас он возвращается в дом отца своего с четырьмя женами, 12 детьми (11 сыновей и дочь Дина) и огромным достоянием - множеством слуг и стадами скота.
Стада мелкого скота в Торе ассоциируются с человеческими душами, которые им выпасались. Но это уже отдельный разговор.

32.4 . И послал Яаков ангелов пред собой к Эсаву, брату своему, на землю Сеира, в поле Эдома.
И повелел он им, говоря: Так скажите моему господину Эсаву: Так сказал твой раб Яаков: С Лаваном я жительствовал, и я задержался доныне.
И стало мне (достоянием) вол и осел , мелкий скот, и раб и рабыня. И я послал сообщить моему господину, обрести милость в глазах твоих.

Яаков возвращается в Эрец Израэль, где он должен стать народом великим, как обещал ему Ашем.
За пределами Израиля мы, иврим - семья Яакова. Но в Израиле, мы становимся народом Израиля. И путь от Яакова к Исраэлю - это путь Яакова против своей ангельской природы, это спуск на уровень народов мира. Он должен им соответствовать, но оставаться внутри Яаковым.
Как сказал поэт: "Но если ты свят - ты мне не брат, Не друг мне и не сосед" - это как раз об этом.
Другими словами Исраэль - это Яаков, который научился хитрить (стал политиком) и умеет защищать себя, может воевать.
Но чтобы попасть в клуб народов мира, ему нужно получить согласие у лидеров этих народов, т.е. обрести милость в их глазах, даже путем принижения себя. Они должны  начать хотеть тебя слушать. Иначе как ты сможешь на них влиять.


32.7 И возвратились малахим к Яакову, сказав: пришли мы к брату твоему, к Эсаву. И также идет он навстречу тебе, и четыреста мужей с ним.
И устрашился Яаков очень, и тяжко стало ему. И разделил он народ, который с ним, и мелкий и крупный скот и верблюдов на два стана.
И сказал он: Если подойдет Эсав к одному стану и разобьет его, то будет оставшийся стан спасен.

Эсав настроен воинственно, и Яаков пытается любыми способами избежать борьбы с ним, даже путём своего унижения. Силой в клуб народом не попадёшь. Но опасаясь худшего исхода, он пытаясь сохранить свои станы, разбивая их на два и отправляет их домой разными путями.
Этот принцип "двух станов" работал на протяжении всего времени последнего галута.
Ученик Виленского Гаона рав Хаим Воложинер, еще лет 200 назад, писал, что наступит время, когда духовные центры европейского еврейства будут разрушены, а иешивы искоренены. Но они будут восстановлены в далекой Америке, которая станет последним станом еврейского народа на пути к геуле.

32.25. И остался Яаков один. И боролся некто с ним, до восхода зари.
И увидел, что не одолевает его, и затронул его бедренный сустав, и сместился бедренный сустав Яакова, когда он боролся с ним.
И сказал он: Отпусти меня, ибо взошла заря. И сказал: Не отпущу тебя, пока меня не благословишь.
И сказал ему: Как имя твое? И сказал: Яаков.
И сказал он: Не Яаков изрекаться более имени твоему, но И
сраэль; ибо ты боролся с Эло'им и с людьми и смог.

И взошло над ним солнце, когда он прошел Пенуэль, а он припадал на свое бедро.
Потому не едят сыны И
сраэля жилы верблюжьей, которая на бедренном суставе, до сего дня; ибо затронул бедренный сустав Яакова, жилу вертлюжью.

И боролся "некто" с ним. Мидраш этого "некто", называет ангелом Эсава.

По-видимому, в пророческом сне, шла его духовная борьба с этим ангелом, как испытание его способности бороться за место на земле Кнаанской.
Кнаан - земля, которую евреям нужно постоянно завоёвывать. И Яаков превозмог ангела и в потенциале имя его будет не Яаков, а Израэль.
Чтобы победить противника, нужно сперва победить его внутри себя, в духовном плане - убить страх перед ним и обрести уверенность в себе.
А о бедренном суставе запрещенных в пищу, книга Зоар объясняет, что каждому из 365 суставов и сухожилий соответствует одна из 365 запретительных заповедей Торы и один из 365 дней года. А над каждым днем года властвует один из 365 ангелов.
А из 365 дней года с бедренным суставом связано 9 ава, день разрушения 1-го и 2-го Храмов, а влавствует над этим днем сам Сумуэль, ангел Эсава.

После встрече с Эсавом они по-братски расстались - Эсав с сожалением, что не убил Яакова. Яаков с благодарностью к Ашем.

И теперь, неспеша, Яаков целым продвигается к дому своего 
отца Ицхака в Хеврон.
Но, повернул он к Шхему и расположился около него и купил участок земли из рук сыновей Хамора, за сто ксита. Вот эта его неспешность, постоянное запаздывание, стало пагубной чертой народа Яакова и это один из источников его будущих проблем в завоевании Эрец Израэль.

34.2 И увидел Шхен сын Хамора Дину, дочь Яакова, и взял её, и лежал её, и мучал её.И захотел он взять её в жены.

... И услышал Яаков, что осквернил тот Дину, его дочь, а сыны его были со скотом в поле, и молчал Яаков до их прихода.
И вышел Хамор, отец Шхема, к Яакову, говорить с ним.
И сыны Яакова пришли с поля, как (только) услышали. И восскорбели мужи, и (гневом) воспылали они очень, ибо непотребное содеял Исраэлю, (посмев) лечь с дочерью Яакова, - а такого не должно делать.
И отвечали сыновья Яакова Шхему и его отцу Хамору с хитростью, ведь говорили с тем, кто надругался над их сестрой Диной.

И сказали они им: Не можем мы сделать такое: отдать нашу сестру мужу, у которого крайняя плоть, ибо поругание это для нас.
Только при том согласие вам дадим, если будете как мы, чтобы обрезан был у вас всякий мужчина.

И послушали Хамора и Шхема, его сына, все вышедшие из ворот его города; и себя обрезали весь мужской пол, все вышедшие из ворот его города.
И было на третий день, когда они болели, взяли Шимин и Леви мечи свои. Вошли на город уверенно и убили всех мужчин города и Хамора и сына его, и забрали Дину из дома Шхема. И забрали все, что было городе, и взяли всех женщин и детей в плен.
И сказал Яаков Шимону и Леви: погубили вы меня, сделав зловонным для жителя страны, для Кенаани и для Перизи. Я же мал числом, и соберутся они на меня и разобьют меня, и истреблен буду я и мой дом.
И сказали они: Неужели подобной блуднице ему (позволительно) делать сестру нашу?!


Исходный план освобождения Дины - был план кровной мести, принятый в среде народов. Потому, когда Авраам и Ицхак временно селились среди чужих народов, то называли своих жен сестрами, чтобы защитить себя от лишних проблем. Кровная месть - это страшно, но это законно и понимаемо в среде народов.

Но дети Яакова перебили весь город, а это путь войны.
Яаков избежал войны с Эсавом, но получает войну с местными народами.
И этот его страх, страх за свою семью.
Заметим, что семья Яакова (а это и его многочисленные слуги), хорошо вооружена и умеет уверенно владеть оружием.
Яаков еще ощущает себя, как семья, но его сыновья видят себя уже отдельным народом.
И здесь кончается эпоха Яакова и начинается эпоха Исраэля. Начинается формирование характера будущего народа.

35.1 И сказал Элоим Яакову: Встань, взойди в Бет-Эль и поселись там..

И они двинулись, и был ужас перед Эло'им на городах вокруг них, и никто не преследовал сынов Яакова.
Не очень понятно, почему был такой ужас в местных царствах-государствах перед Эло'им Яакова. Двое юнцов перебили весь город - не полагается ли наказать эту семью, или просто уничтожить этих варваров. Не зря же Яаков так сильно заволновался и рассердился на сыновей своих.
Но сказано в книге "Война сынов Яакова", что братья сами испытали страх, как и их отец, так как собрались против них кнанейцы из окрестностей Шхема и произошло три больших сражения.
И Яакову пришлось перепоясаться ремнём с оружием и вступить вместе с ними в битву. И, как во всех войнах И
сраэлевых, перебили они малым числом все отряды кнаанейцев. И все видели, силу Эло'им Яакова, который сражался вместе с ним. Отсюда их страх и ужас перед Эло'им. В Торе же это даётся на уровне намёка.
События эти заставили Яакова взяться за оружие, и стал он как Эсав, способен воевать, способен защищать себя.
Только теперь, после этого испытания, Ашем награждает его именем Исраэль.
35.9 И явил Себя Эло'им Яакову еще (раз) по приходе его из Падан-Арама, и благословил Он его.
И сказал ему Эло'им: Имя твое - Яаков; не называться тебе впредь именем Яаков, но Исраэль будет имя твое. И нарек Он имя ему Исраэль.
И сказал ему Эло'им: Я Б-г Всемогущий. Плодись и умножайся! Племя и сообщество племен будет от тебя, и цари из чресл твоих выйдут.
И землю, которую Я дал Аврааму и Ицхаку, тебе дам Я ее, и твоему потомству после тебя дам Я землю.

Прошлогодний обзор главы Ваишлах здесь.

  

No comments:

Post a Comment