Thursday, December 1, 2011

Берешит. Вайеце

В конце предыдущей главы "Толдот" Ицхак второй раз (уже без обмана) благославляет Яакова и посылает его в Падан Арам к Лавану, брату Ривки, чтобы выбрать себе жену из его дочерей.
И снова жесткое требование искать себе невесту из своей зарубежной родни - из семьи Иврим.
Вспомним, когда Авраам поднялся в землю Кнаанскую, его брат Нахор, остался в Харане.
Но он продолжал проводить идеи монотеизма в зарубежье.
И если Авраам приносит мужскую линию в создание народа Израйля - даёт прапап, то Нахор - импортирует в Эрец Израэль прамам.
Авраам - отец отцов, Нахор - отец матерей.

28.10 И вышел Яаков из Беер-Шевы, и пошел он в Харан.
Беер-Шевы - "колодец семи". Колодец - источник жизни.
Харан от "харон аф" - злоба.
Т.е. Яаков покидает источники жизни и направляется за пределы Израйля, где царит злоба.

28.11 И достиг места, и ночевал он там, ибо пришло солнце. И взял он из камней того места и положил себе изголовьем, и лег на том месте.
Яаков уходит из своей земли абсолютно нищий. Он не имеет даже лишней рубашки подложить под свою голову. Мидраш рассказывает, что его ограбил и раздел в пути сын Эсава Элифаз.
И так будет и в будущем. Народ Израиля будет уходить в свои изгнания и всё что нажито, будет брошено и разграблено.

И написано כי בא השםש - пришло/зашло солнце.
Почти везде понимают как - зашло солнце (потому заночевал).
Тогда теряется смысл значения "пришло". Но ведь каждое слово в Торе имеет свой вес.
Скажем так: Яаков уходит из Эрец Израэль - и его солнце заходит. Он не может больше влиять на мир. И приходит солнце Эсава. Он становится хозяин земли и властителем этого мира.
Теперь всегда, для возвращения в Эрец Израэль, Яакову (евреям) необходимо будет разрешение Эсава.
Трижды в этом пасуке повторяется слово מקום - место.
Здесь строится некая иерархия выделенного места на земле.
На земле, есть особое место - Эрец Израэль, пылающее и бурлящее, место близкой связи с Ашем.
И в Эрец Израэль, есть особое место - Бейт Эль. И внутри Бейт Эля особое место - ночлег Яакова, обозначенное особым камнем у его изголовья. 
Бейт-Эль стал духовной столицей Эрец-Исраэль.

28.12. И снилось ему: и вот лестница установлена к землю, а вершина ее достигает небес; и вот ангелы (малахи) Эло'им восходят и нисходят по ней.
И вот Ашем уставился на на него, и сказал Он: Я Ашем, Эло'им Авраама, отца твоего, и Эло'им Ицхака! Землю, на которой ты лежишь, тебе дам ее и твоему потомству!

Это был знаменитый сон Яакова, на который есть множество толкований.
Я же стараюсь держаться линии рава Ури Шерки.
Лестница эта, как бы висит между землёй и небом - она не касается, ни земли, ни небес. Как проект космического лифта.
И сон этот, есть некое откровение Ашем лично для Яакова.
Ангелы обычно обитают на небесах, но здесь они подымаются от земли к небу.
Что есть ангел - некая метафизическая энергия, функция, закономерность проявляющаяся во всех путях нашего мира.
И ангелы эти зарождаются внутри Яакова и ему показано, что твоя жизнь посвящена порождению новых ангелов, которые будут подниматься, чтобы затем спускаться в виде исторических событий еврейского народа.
Будь осторожен, Яаков, в путях твоих.

28.13. И вот Ашем установился на нём, и сказал Он: Я Ашем, Эло'им Авраама, отца твоего, и Эло'им Ицхака! Землю, на которой ты лежишь, тебе дам ее и твоему потомству!
И будет потомство твое как прах земли, и прорвёшься ты к морю и на восток, и на север и на юг, и благословляться в тебе все семейства земли, и в потомстве твоём!
И вот Я с тобой, и буду хранить тебя везде, куда бы ты ни пошел, и возвращу Я тебя на эту землю; ибо Я не оставлю тебя, пока не содею того, что Я говорил о тебе.


"Ашем установился на нём" - Он концентрируется на Яакове, который должен состоятся в объединении, гармонии (Тиферет) качеств Авраама и Ицхака.
Авраам здесь назван его отцом, потому что Яаков также, как ранее Авраам, сейчас покидает Эрец Израэль.
И твоё потомство размножится и будет владеть этой землёй. Но затем оно будет затоптано всеми, как "прах земной".
Но ты прорвешься по всем направлениям - от моря (запада), и на восток, и на запад, и на юг.
Здесь имеется в виду не только географический прорыв, но прорыв во всех направлениях человеческой деятельности.
"От моря" - Ашем прямо указывает на Израйльские координаты, где море - называют запад, а пустыней - юг.
Т.е. из земле Эрец Израэль, ты станешь благословлением для всех народов Земли.
Это цель. Для этого Ашем и сконцентрировался на Яакове.

28.16 И пробудился Яаков от сна своего, и сказал он: Воистину, есть Ашем в месте этом, а я не знал!
И устрашился он и сказал: Как страшно место это! Не что иное это, как Дом Эло'им! И это врата небес!
Взял Яаков тот камень, что положил себе в изголовье, поставил его, как памятный знак и возлил на него масло.
И нарек имя месту тому Бет-Эль; однако Луз - имя города изначально.
Про "место" мы уже говорили и это подобно направленному лучу света испущенного из вселенной в выбранную точку земли.
Градиенты распределения этого информационного свечения идут от центра, от Израйля, к периферии (и это не определяется только географическими параметрами).

В каббале камень - это степень постижения мира в его голове. Вечером он положил камни того места себе изголовьем, утром все камни слились в один - все его разрозненные понимания слились в единое целое, он постиг замысел Творения во всей его цельности.

29.1 И поднялся Яаков на ноги, и пошел он на землю сынов востока.
И увидел: вот колодец в поле, и вот там три стада мелкого скота расположились при нем, ибо из того колодца поят стада. И камень большой на устье колодца.
И собирались туда все стада, и отваливали камень от устья колодца, и поили овец, и возвращали камень на устье колодца, на место его.
И сказал им Яаков: Братья мои, откуда вы? И сказали: Из Харана мы.


Яаков пришел в Харан, в новый для него мир. И здесь снова Тора нас собирает у колодца.
И о чем здесь нам рассказывают: колодец - источник жизни.
Но он закупорен, потому что здесь между народами - стадами скота, царит Харановщина - обман и недоверие.
- Пока все не соберутся, камень не отвалят, дабы другой не взял лишнего.
Они объеденены, но лишь недоверием друг к другу. (Это называется сейчас ООН).
И Яаков, в своей наивностью, говорит им шалом - Братья мои, откуда вы? ... ребята, мы же все братья, мы все из одного источника. Полно вам.
И ответили: Харанские мы (злобные мы). Езжай в свой Израиль и там братайся. А будешь много говорить, съедим.

29.5 И сказал он: Знаете ли вы Лавана, сына Нахора? И сказали: Знаем,
И сказал он им: шалом ли ему? И сказали: шалом. А вот Рахель, дочь его, идет с овцами.

29.11 И поцеловал Яаков Рахель, и поднял он свой голос и заплакал.

Яаков встревожен состоянием мира, но может хоть у его дяди Лавана шалом.
И сказали, шалом.
На сцене появляется Рахель со своими овцами.
Среди этих харанских волков, есть семья Лавана Иврим, у которых пока все шалом.
И поцеловал Яаков Рахель. В Торе поцелуй - это встреча двух родственных душ. Двух ангелов.
И "заплакал" от насмешки и цинизма пастухов. (Ну как-будто после очередного заседания ООН).
И отвалил он камень. Оказывается это совсем не трудно, но только это никому не нужно.
И услышал Лаван о Яакове, и побежал навстречу ему, и привел его в дом свой.
29.14 И сказал ему Лаван: ведь кость моя и плоть моя ты! И жил с ним месяц дней.

Пару слов о Лаване.
Его в Танахе не очень любят, и в Пасхальной Агаде его поминают, что он хуже фараона. Мне за Лавана обидно. Его сестра - мать Яакова. Он же её и благославил - впервые в Торе.
Его 4 дочери будут женами Яакова - он соавтор народа Израэль. И на тебе - хуже фараона.
Лаван - לבן, значит белый. Белый цвет это смесь всех цветов. Тогда Лаван - человек, в котором смешение всех человеческих характеров и, наверное, идей.
Потому и дочери его дали Яакову 12 сыновей - 12 носителей основых человеческих характеров. А нелюбим мы его, из-за его ассимилянских идей.
У нас разные Эло'им.
В конце главы, когда Яаков убегает (опять убегает) от Лавана со всеми своими женами, детьми, и своими стадами скота (далеко не убежишь), то на границе с Эрец Израэль они заключают договор о разделении.

31.53 Свидетелем этот холм и свидетельница мацева, если я перейду к тебе за этот холм и что ты не перейдешь ко мне за этот холм и эту мацеву для зла.
Эло'им Авраама и Эло'ин Нахора рассудят между нами, Эло'им их отца.
И поклялся Яаков Трепетом своего отца Ицхака.

У дома Лавана и дома Яакова разные Эло'им, разные пути воздействия на мир.
Мы из дома Яакова, потому и Лаван нам как бы чужой. 
Из каббалы же нам говорят о Лаване, как о источнике света, но наша испорченность это не принимает.
     

No comments:

Post a Comment