Thursday, December 15, 2011

Берешит. Вайешев.

Кончилась эпоха праотцов. И начиная с этой главы и до конца Торы идет рассказ о зарождении и создании народа Израйля.
Но вначале, на исторической оси, создаются два энергетических центра - царство Йосэфа и царство Йегуды или (царства бен Йосэфа и бен Давида). Двух архитипов царей в народе Израиля.
И эти два царя находятся в самом человеке: это его сердце и его разум, это его тяга к материальному и тяга духовному. И одно должно подчиниться другому. Царство Йосефа - это основание, базис на котором должно быть построено царство Йегуды (бен Давида). И это два этапа, ведущие к одной цели. Но длина этих этапов - человеческая история.
Царство бен Давид - это цель. Но пока Йосеф не может этого принять - он видит себя первым. И это буквально разламывает еврейский народ на всех уровнях его истории.
Вспомним противостояние Шауля и Давида, раскол Израиля на Северное и Южное царства, нынешнее разделение евреев на светскую и религиозную части. И приближающаяся Ханука тоже отсюда.

37.1 Вот родословие Яакова: Йосеф, семнадцати лет, пас с братьями своими мелкий скот и играл с сыновьями Бильhи и с сыновьями Зильпы, жен отца его. И доносил Йосеф о них худые вести до отца их. А Исраэль любил Йосефа больше всех сыновей своих, потому что он сын его старости; и сделал ему кутонет полосатый. Когда братья его увидели, что отец любит его более всех братьев его, то возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно.


"Вот родословие Яакова", но перечислен лишь Йосэф. Яаков видит в Йосэфе своё подобие и продолжение.

Подобно Яакову, носителя свойства Тиферет - средней линии сфирот качеств, Йосэф наследует среднюю линию на сфирах уровня форм, которые определены сфирами Нецах, Год и Йесод.
Качество Йосэфа - Йесод (основание). Он тот, кто закладывает фундамент будущего дома Израиля, и прокладывает путь к царству Малхут - царство Давида.
И полосатый кутон - разноцветная одежда принцев, здесь символ того, что в Йосэфе сошлись все цвета, свойства всех душ его братьев.
Одежда Йосэфа постоянно фигурирует в этой главе. Она является его характеристикой.
37.5 И увидел Йосеф сон, и рассказал братьям своим, и добавили еще ненавидеть его… И вот, мы вяжем снопы посреди поля, и вот, встал сноп мой, а также установился, и вот, окружили снопы ваши, и распластались перед снопом моим.
И сказали ему братья: "Неужели ты царствовать будешь над нами или править будешь нами? И еще более возненавидели его за сны его и за речи его.

И ему приснился еще сон другой, и он рассказал его своим братьям, говоря: "Вот приснился мне еще сон, что вот солнце и луна и одиннадцать звезд кланяются мне».
И рассказал он отцу своему и братьям своим, и побранил его отец его, и сказал ему: "Что это за сон, что приснился тебе?! Неужели я, и мать твоя, и братья твои придем поклониться тебе до земли?".
И завидовали братья ему, но отец сохранил в сердце эти слова.

Йосэф вошел в роль принца, единственного наследника Яакова.

И его сны - это его мечты, модель его будущих планов.
Ему лишь 17 и он с максималистской откровенностью рассказывает о них.
Но его мечтания, это мечтания хлебопашца (снопы) - от его царства будет кормиться весь мир (во всех смыслах).
Но второй сон, в котором звезды - ночь. Ночь - это символ галута, уход из Эрец Израэль. Вот куда он хотел бы затянуть их. Братья хорошо помнят прошлый галут у дяди Лавана. Но сейчас, они видят себя новым народом, хозяином земли Кнаан. И Йосэф представляет угрозу их будущему.
Яаков же "сохранил в сердце эти слова" - он верит, что Йосеф является тем, кто будет первенствовать и через него пролегает основная дорога к Израилю.

37.12 И пошли его братья пасти мелкий скот своего отца в Шхем.
И сказал Исраэль Йосефу: Ведь братья твои пасут в Шхеме. Пойди, я пошлю тебя к ним.

Их переход в неблизкий Шхем, являлся символом их не согласия с Яаковом. Шхем для них - это место, где они были объеденены для освобождения Дины. Теперь, здесь, они объединяются против царствования Йосэфа.
И когда Йосэф их находит в Дотане, они решают убить его. И только заступничество Рувена спасает его от смерти.
37.23 И было, когда подошел Йосэф к братьям своим, стянули они с Йосэфа одежду его, одежду разноцветную, что на нем. И взяли его, и бросили его в яму; яма же эта пустая, в ней не было воды…
Вся разноцветность одежды, которая была от Яакова, была сорвана и брошена. И они сами остаются без неё. В Йосэфе были концентрированы все их лучшие качества. Теперь варианта развития без него у них не остаётся.
Проходящий караван ишмаэлитян услышал голос Йосэфа и они вытащили его из ямы и продали его египтянам.

37.31 И взяли братья кутонэт Йосэфа, и закололи они молодого козла и обмакнули кутонэт в кровь.
И послали они кутонэт полосатый, и доставили к их отцу и сказали: Это нашли мы. Опознай же: полосатый ли твоего сына это или нет.
И опознал он его и сказал: полосатый сына моего! Зверь хищный сожрал его! Растерзан, растерзан Йосэф!


Они боялись, что Йосэф уведет их от духовного, от Израиля, но теперь они сами смешали с душой животного всё то, что дал Йосэфу отец. Теперь без Йосэфа у них нет будущего.

Дальше Тора начинает рассказ о становлении Йеуды.
И это история Йеуды и Томар.
После продажи Йосэфа, Йегуда отказывается от своего лидерства в семье своей и спускается от братьев своих. Он женится на кнанейке и имеет от неё троих детей.
Старшего он женит на Томар.
Но затем двое его сыновей умирают бездетными и Йеуда обещает Томар выдать её за своего младшего сына Шела, но отступает от слова своего.
И вот умерла у Йеуды жена его.
38.13. И рассказано было Томар: вот свёкр твой поднимается в Тимну стричь овец.
И сняла Томар одежды вдовьи свои и села на распутье.
И увидел ее Йеуда и принял ее за блудницу. И зашел он к ней и сказала: Что дашь мне, если войдешь ко мне?
И сказал он: Я пришлю козленка из стада, И сказала она: Если дашь залог, пока не пришлешь.
И сказал он: Что есть залог, что дам тебе? И сказала она: Твою печатку и твои шнуры, и твой посох, который в твоей руке. - И дал он ей и вошел к ней, и зачала она от него.

...И встала, пошла, и сняла с себя покрывало свое, и оделась в одежду вдовства своего.

Йеуда отдаёт ей в залог все атриб
уты своей царской власти. Он отказывается от них, они ему не дороги. После продажи Йосэфа он сам оказался в духовной яме. Без Йосэфа не может быть и Йеуды.

38.24 И было: при утроении месяцев поведали Йеуде, говоря: Блуд содеяла Тамар, невестка твоя, и вот также беременна от блуда. И сказал Йеуда: Выведите ее, и будет она сожжена!
И когда выводили ее, послала она к своему свекру сказать: От мужа, чьи эти, я беременна.

И сказала она: Опознай же, кому эти печатка и шнуры и посох!
И опознал Йеуда и сказал: правее она меня. Ибо я не дал ее Шеле, моему сыну. И более не познавал он ее.

Томар, возвращает Йеуде символы его власти. Она подводит Йеуду, почтеннейшего мужа, к открытому признанию своей связи с ней, и в своём отцовстве. И это был его подвиг, и это стало чертой его царской ветви - умение признать свои промахи, быть выше людских пересудов.
Томар возраждает Йеуду, и рожает ему сыновей - Переца и Зараха. В них заложено его будущее и будущее народа Израйля.

А в Египте Йосэф начинает свою карьеру управляющего делами.

39.1 А Йосеф был низведен в Мицраим, и купил его Потифар, царедворец Паро, министр палачей, муж Египецкий, из рук ишмаэлим, которые низвели его туда.
И был Ашем с Йосефом, и был он мужем, в делах успешным, и был он в доме господина своего Египтянина.
И обрел Йосеф милость в глазах его господина и он назначил его над домом своим, и все, что есть у него, он передал ему в руки.

... И был Йосэф красив видом и станом.
39.7. И было, после событий этих, и подняла жена господина глаза свои на Йосэфа, и сказала: ложись со мной. И отказался он.


Её египетский муж, Патифар - символ Египта. Его жена символ женского начала Египта. Она хочет поглотить Йосэфа, подчинить себе. И это черта каждого нашего галута.

39.11 И было, когда пришел он в дом делать работу свою.
И схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он оставил одежду свою в руке ее, побежал и выбежал вон.

...И кликнула она домашних своих и сказала им: посмотрите, он привел к нам человека, Иври, посмеяться над нами.
Одежда - это внешнее человека, она скрывает его суть, внутреннее.
И когда, Батифариха, срывает с Йосефа его внешнее, поверхностное, то проявилась его верность Яакову, его путей.

И когда услышал Патифар слова жены своей...

и взял он Йосефа, и поместил его в тюрьму для царских заключенных.
И был Ашем с Йосэфом, и дал начальник тюрьмы всех заключенных в руки его. И Йосэф становится заместителем начальника тюрьмы.
Йосэф будет везде работать заместителем начальников.
Он всегда почти первый, но второй.
Прошлогодний обзор главы Вайешев здесь.

No comments:

Post a Comment