Thursday, November 24, 2011

Берешит. Толдот.

25.19. И вот родословная Ицхака, сына Авраама: Авраам породил Ицхака.
Авраам породил Ицхака - качество гвура проистекает от хеседа.
Оно его продолжение и им связана (помните, Авраам связал Ицхака на жертвеннике). Не может быть одно без другого. И только после такой схемы их единения возможно продолжение Ицхака.

25.20. И было Ицхаку сорок лет, когда взял Ривку, дочь Бетуэля Арами, из Падан-Арама, сестру Лавана Арами, себе в жены.

На сцене жизни появляется новое действующее лицо - Ривка, жена Ицхака, она же и его двоюродная сестра.
Прошлая глава "Хайей Сара" её представила, как девушку большой доброты,  носителя качества огромного хеседа.
(Мидраш нам говорит, что Ривке было тогда 3 года. Но это мидраш - один из уровней объяснения Торы. Но сама Тора называет Ривку (24.16) красной девицей - נעך טבת מךאה מאד. Она уже совсем не ребёнок.
И значение слов мидраша можно понимать как: Ривка была духовной наследницей Сары, и подобно Саре, она была такая же непосредственная и чистая в своём девичестве, как и в свои 3 года).
Но сейчас нам напоминают, что она ещё и дочь Бетуэля Арами. Т.е. в доброй, умной Ривке живут и арамейские корни. Арамейские - значит, мягко говоря, не очень хорошие.
25.21. И молил Ицхак Ашем в виду жены своей, ибо бесплодна она; и внял его мольбе Ашем, и зачала Ривка жена его.
Традиционно сетуют, что все наши праматери были бесплодны и только глубокие молитвы их мужей им помогали. Но так ли это.
Во-первых, наши прапапы и прамамы были люди, с очень ограниченной свободой выбора. Через них Творец формировал новую человеческую историю. Через них, через их действия создавались новые энергетические функции, которые затем и определяли исторические пути народов мира и еврейского народа в частности.
Авраам, Ицхак и Яаков получают своих наследников только после выполнения ими работы, ведущих к развитию в них дополнительных качеств их характера, соответствующих замыслу Творца.
Их заслуга  - это преодоление себя, умение идти против своих качеств в направлении, к которому подводил их Ашем. И эти приобретенные ими качества станут основой характера будущих народов, от них идущих. Потому чрева наших прамам будут заперты, пока Ашем не даст на это своё добро. А их физические проблемы никакого значения вообще не имеют.
В каббалистических терминах, Ицхак - это свойство гвура, как суд, строгость суждений, категоричность, и т.п.
От Ицхака требовалось смещение своих качеств в сторону свойств милосердия. На это у него ушло 20 лет "бесплодия" Ривки. И его молитва за неё - итог его не лёгкой жизни и большой духовной работы в царстве Авимелеха. 
В этом основной смысл последующего рассказа Торы.
Ашем навел голод в стране, и  Ицхак спускается пожить у Авимелеха, царя Плиштим в Грар. Там Ицхак занимался земледелием (единственный из наших праотцов) - как бы объявляя: даже самое духовное, должно быть связано с землёй и тогда ваш "урожай" на этой земле будет 100 кратный.
И он учится жить среди врагов и завистников, и учится ладить с местными властями.
Его переселение к Плештим станет прообразом будущего порабощения евреев Вавилонским царством и их изгнания из земли Израиля. 
Как хранитель наследия своего отца, Ицхак откапывает колодцы Авраама, которые "засыпали" филистимляне и возвращает им прежние имена, данные им Авраамом.
Колодец - это вода, символ Торы, источник мудрости и источник жизни.
Но Ицхак рыл и новые колодцы. Он продолжал Авраама, он его порождение. 
26.12. И копали рабы Ицхака в долине и нашли там колодец ключевой воды. И спорили пастухи Грара с пастухами Ицхака, говоря: Наша вода. 
И нарек он колодцу имя "Эсек" - "спор", ибо спорили с ним. 
И выкопали другой колодец, и спорили также о нем, и он нарек ему имя "Ситна" - "ненависть. 
И сдвинулся оттуда и выкопал другой колодец, и не спорили о нем, и он нарек ему имя "Реховот" - "простор" и сказал: Ибо ныне простор дал нам Ашем, и мы расплодимся на земле.
В духовных мирах через эти колодцы, были заложены прообразы будущих трех Иерусалимских Храмов, трех источников жизни.
И это три разных периода в рассеянии евреев среди народов мира в истекшие два тысячелетия.
И мы знаем, что Первый Храм - разрушен из-за вражды между Вавилоном и Иудеей.
Второй храм - разрушен из-за беспричинной ненависти евреев друг к другу.
Но будущий третий храм не будет вызывать никаких споров. Он будет навсегда. 

Итог этой работы - осознание Ицхаком своего места в планах Творения, как ступени к построению будущего народа. И Ицхак, преодолев свою духовную сущность, возносит свои молитвы Ашем, чтобы Он дал ему сына. ... и зачала Ривка жена его.
25:22. И метались дети в ее утробе, и сказала она: Если так, зачем же я? И пошла она вопросить Ашем.
И сказал Ашем ей: Два племени в чреве твоем, и два народа из утробы твоей расходятся; а народ от народа крепнуть будет, и старшему служить младшему
.

Что же так беспокоило Ривку. Забудем о болях физический, это не уровень Торы. То были душевные муки.
Она знала о своём предназначении. И строила радужные планы о рождении сына, основателя нового рода человеческого. Но буйства внутри неё, никак не совмещались с ожидаемым характером будущего отца святого народа.
И думала Ривка: неужели мои арамейские гены победили в сыне моём. Значит не получится нового народа. И это перечеркнет и жизнь Ицхака, и жизнь Авраама. Так зачем же я?  
И ответ Ашем: "два народа в чреве твоём...", приоткрывает ей Его планы.
А теперь, взглянем на другой аспект этих слов. "Два народа в чреве твоём.." - это материальное и духовное, которое живёт внутри каждого из нас.
Один "народ" тянет к материальному, другой к духовному.
Но один не может без другого.
И в этой постоянной борьбе, трудно найти и удержать баланс этих сил.
И вся цель этой земной игры, научиться этому.

25.24 И исполнились ее дни родить и вот близнецы в ее чреве.

Слово близнецы (תאומים) написано без א(алеф), что намекает на некую неполноту, недостаток, неравноценность в этих близнецах.

25.25. И вышел первый красный, весь как плащ ворсовой; и нарекли ему имя Эсав. А затем вышел его брат, рукою своей держа за пяту Эсава и нарек ему имя Яааков.
А Ицхаку шестьдесят лет при рождении их.
И выросли отроки, и стал Эсав человеком, сведущим в улове, человеком полевым; а Яааков - человеком бесхитростным пребывающим в шатрах.
И полюбил Ицхак Эсава, ибо улов во рту у него: а Ривка любит Яаакова.


Ну вот, новые лица. Один "весь волосатый" - Эсав. Значит "сделанный, законченный". Ему уже ни к чему не надо стремиться. Он законченный, хотя это как-то не по земному. Он человек поля - его несет в мир страстей, свободы и активной жизни.

Но Эсав ещё и носитель качеств Ицхака. И его жизненная активность подкупает Ицхака. Он полюбит Эсава и строит на него большие планы. Ведь Ицхак тоже привязан к земле, он тоже человек поля.
И научись Эсав управлять своими страстями, глядишь, и он мог бы стать прапапой святого народа. Однако он пренебрег этим, он устал от своих духовных поисков.
А Яаков - "муж целостный, сидящий в шатрах".  
Он мамин сын. Носитель доброты, спокойствия. Он хесед.
И он целостный, другие переводят "бесхитростный", и т.п.
В нем нет изъянов. Он чистый лист, на котором Ашем может выписывать свои буквы. И Ривка любит его (и любила, и любит, и будет любить. А Ицхак, как полюбил Эсава, так может и разлюбить.)
И Яаков "сидит в шатрах" - он учится в шатре Авраама и в шатре Ицхака.
Яаков несет в себе объединяющие свойства, и он постоянно изменяется, вбирая в себя свойства и деда и отца.
И наша глава Толдот и следующие две главы показывают нам, как Яаков примеряет на себя одежды Эсава и учится выполнять его функции.
И он будет соединять в себе и Яакова, и Эсава - будет вмещать в себе Эсавовскую гвуру, связанную Яаковским хеседом.
И тогда в мирах будет раскрыто новое объединяющее качество - Тиферет.
Но об этом через неделю.    
Прошлогодний обзор главы Толдот. здесь.


      

No comments:

Post a Comment