Thursday, November 17, 2011

Берешит. Хайей Сара.

Хайей Сара - Жизнь Сары.
23.1.  И была жизнь Сары: сто лет и двадцать лет и семь лет - годы жизни Сары.
И умерла Сара в Кирьят-Арба, он же Хеврон, на земле Кенаана. И пришел Авраам скорбеть о Саре и оплакивать ее.

После волнительных событий заклания Ицхака, когда потрясённый и обновленный Авраам вернулся домой в Бер Шеву, Сара вскоре умерает... в Хевроне. Они что, жили раздельно? Эта несколько смущает, но не будет надумывать всякое, а приведем один из доводов защиты - в конце нашей главы читаем:
24.67. И привел ее Ицхак в шатер Сары, своей матери. И взял он Ривку, и стала она ему женой, и полюбил ее. И утешилсяИцхак после смерти матери своей.
Но шатер Сары располагался около шатра Ицхака, который жил в Бер Шеве.
Т.е. Сара имела шатер и в Бер Шеве и в Хевроне, где у неё были свои школы.
Но были между Сарой и Авраамом разногласия в их отношении к первенству Ицхаку и собственности в Эрец Израэль.
Представьте себе, вы богатейший и глубокоуважаемый всеми муж, но живёте уже более 40 лет у друзей, и не владеете даже сантиметром площади на земле, которую вам завещана Ашем.
Как должна жена на это реагировать.
А ведь было сказано (Ваера 21.12) "Всё что скажет тебе Сара, слушай голоса её" - Ашем говорил с Авраамом голосом Сары.

... И пришел Авраам скорбеть о Саре и оплакивать ее. 
Оплакивать - לבכ ,"ливкота" буква כ - "к" здесь маленькая - не сильно оплакивал.
Конечно, можно сказать, поскольку они были в долгой ссоре.
А можно - слабо оплакивал, поскольку он знал, ощущал, что Сара жива второй жизнью.
Философия второй жизни после смерти следует из начальных слов главы "Хайей Сара" - И была жизнь Сары.
Хайей - это множественное число слова жизнь, потому как единственного числа у ивритского слова "хаим" нет. Поэтому и говорят, что жизнь праведников (и не очень) продолжается на земле и после их смерти.

И хочет Авраам похоронить Сару в пещере Махпела. (Говорит Мидраш, что там похоронены Адам и Ева. Затем Тора нам расскажет, что в ней будут похоронены Авраам, Ицхак и Яааков с их женами.
А сейчас туда, иногда, водят экскурсии. Но в 2010 году ЮНЕСКО объявило её мечетью...?!)
Но в период нашей главы ею владеет некий хетиец Эфрон Бен Цохар.

23.4. И поднялся Авраам от лица умершей своей, и говорил он сынам Хета так: Пришелец и житель я с вами, дайте мне владение погребальное при вас, и я погребу умершую мою от лица моего. ... но они, по-восточному, отказывают Аврааму.

24.7. И поднялся Авраам и низко поклонился народу земли, сынам Хета.
Никогда еще ни перед кем он так не унижался. Он у них как "Эло'им среди них", ему 137 лет и он падает перед ними на землю (Но как ещё можно размягчить их совесть.).
И просит их просить для него у Эфрона Бен Цохара продать пещеру Махпела, которая на краю поля его.
Имя Эфрон бен Цохар - это "Прах сына Белизны", намекает, что он как один из потомков Адама, которым было доверено оберегать его духовные наследия. Но постепенно, их поколение опустилось и превратилось в духовный прах.
И сейчас Авраам и Сара, преобретая эту пещеру, берут на себя объязательства нести на себе наследие Адама.

И говорит Эфрон: 
23.11. Нет, мой господин, послушай меня! Поле даю тебе и пещеру, которая на нем, тебе даю ее; на глазах народа моего даю ее тебе. Погреби умершую твою.
И низко поклонился Авраам пред народом земли той.


Второй раз распластался, поклонился (комментаторы любят смягчать) Авраам.
Каждое слово Торы, что бы научить нас чему то.
Поклоны Авраама, можно трактовать, и как последнее испытание Авраама - Он "князь божий на земле", кланяется каким-то хетам.
Но можно сказать, что его второй поклон был уже поклоном благадарности за выученный урок, который Эфрон ему преподал.
- Нельзя покупать тебе пещеру без поля. Пещера для захоронения - это место редкого посещения.
Но поле, земля - это место для жизни, особенно жизни в Эрец Израэль.
- Тебе, чтобы закрепиться на этой земле, нужна не дырка в горе, а земля, поле. И это то, что будет твоим наследием на века.
Быть может, это и был смысл упреков Сары, которым Авраам, почему-то, все время отказывается внимать.
Но сейчас слова Эфрона пробили свет в его сознании.
23.16. И услышал Авраам Эфрона, и отвесил Авраам Эфрону серебро, о чем тот говорил во услышание сынов Хета, четыреста шекелей серебра, что в ходу у торговца.

Исполняя волю Сары, Авраам покупает у Эфрона поле и пещеру на ней за 400 шекелей серебра.
Смысл этих 400 шекелей мы рассматривали в прошлый раз.А сейчас давайте еще раз поиграемся с тайнами слов Торы.
В оригинальном тексте, во втором слове "Эфрон" ( עפרןך ) отсутствует буква ן - "вав".
Мудрецы комментируют: отсутствие "вав" свидетельствует о том, что Эфрон был недобрым, жадным человеком с "дурным глазом" ("ра аин").
Идет цепочка выводов, но в ответе - цифра 400 используется в Танахе везде, где речь идет о жадности и зависти, "ра айн". Например,
- Эсав встретил Яакова с 400 бойцами.
- За продажу Йосефа, зависливые братья наказаны 400 летним египтским рабством.
- в книге Шмуэля, завистливый Навал, атаковал Давида с 400 бойцами.
Быть жадным и завистливым - последнее дело. И гематрия буквы "тав", последней в еврейском алфавите, тоже 400.
23.19. И после этого похоронил Авраам Сару, жену свою, в пещере поля Махпела, пред Мамре, он же Хеврон, на земле Кнаана.
И стало поле и пещера , которая на нем, Аврааму владением погребальным, от сынов Хета.
Сара осталась в своём любимом Хевроне, который остался не доступен (на метафизическом уровне) Аврааму. Да и Ицхаку тоже.
Есть места на земле непостижимые для простого понимания. 


24.1. И Авраам состарился, на склоне дней, и Ашем благословил Авраама во всем.
Гиматрия слова всем- בכל(бехоль) = 52. Это же значение у слова сын- בן
Т.е. основным благославлением было дарование ему сына.
И все же, если всем-всем благославлен, то должна бы быть и дочь.
И говорят мудрецы, что у него таки была дочь по имени Баколь.
И за этим именем скрыто одно из имен Творца, который создал (коль) всё.
Он даровал Аврааму землю, которая имеет превосходство (ба-коль) во всём.
Но есть ещё качество "бат" - дочь, посредством которого он управляет "всем". И это его высший суд.
А в Танахе оно называется "невестой" כלה, поскольку оно включает в себя הכל - всё. Баколь, это качество, которое "соединение всего" - кнесет Израэль.
И Авраам взрастил в себе это качество, и оно называется его "дочерью", и с уровня этого качества он познавал Тору.
И теперь для завершения дела своей жизни и жизни Сары нужно женить Ицхака.
И он посылает Элиэзара, своего домоправителя, привести жену для Ицхака.
24.4. ... И пойдешь в страну мою и на родину мою пойдешь и возьмешь жену для сына моего, для Ицхака.

После смерти Сары и всех тех тревожных событий ей предшествующих, Ицхак становится абсолютно пассивным - отстраненный от этого мира.
К тому же, по самому своему статусу он не может покидать Эрец Израэль. Он категория гвура - суд. Тот кто должен охранять, закреплять порядок мира, а здесь он сторож дела Авраама. Охранник не может покидать свой пост.
И Авраам посылает за невестой своего слугу.
Жена Ицхака должна быть только из семьи Авраама - дочерью его брата Нахора.
Она должна нести в себе ту генетическую цепь, которую Ашем селекционировал от Шема и Эвера (ивриим) и по их линии до Тереха - отца Авраама.
И принцип, по которому Элиэзар должен определить, которая из невест подходит Ицхаку - она та, у которой духовные качества будут противоположны Ицхаку, но равны по их абсолютным величинам.
Т.е. невеста должна быть сплошная добродетель - активный хесед.
И тест такой:
24.14. И будет: девица, которой скажу: Наклони твой кувшин, и я напьюсь!.. а она скажет: Пей, и также верблюдов твоих напою, - ее Ты назначил Твоему рабу Ицхаку. И по сему дай мне знать, что сотворил Ты милость с моим господином.
И было: он не кончил еще говорить, и вот Ривка выходит, - та, что родилась у Бетуэля, сына Милки, жены Нахора, брата Авраама, - и кувшин ее на плече ее.


И Ривка, дочка Тереха, получила 5+.
- И поспешила и дала попить Элиэзару,
- и поспешила и напоила его верблюдов.
... Ну прямо, Авраам в юбке.

И счастливый исход:
И привез Элиэзар Ривку в дом Ицхака.
И полюбил он её, и только тогда утешился Ицхак в скорби по матери своей.

25.1. И продолжил Авраам взял жену, по имени Кетура.
И она родила ему Зимрана и Йакшана, и Медана и Мидьана, и Ишбака, и Шуаха.
...
И отдал Авраам все, что у него, Ицхаку.
А сыновьям наложниц, которые у Авраама, дал Авраам дары, и отослал он их от Ицхака, сына своего, при жизни своей, на восток, на землю восточную.
Вот так стал Авраам отцом множества народов.
Интересно разобрать имена его сыновей от Ктуру и их потомков, перечисленных в главе. Но это, когда-нибудь в другой раз.
Подарками сыновьям наложниц, были знания белой и черной магий, и конечно, знания основ мироздания.
А самое сокровенные знания Творца, требующих особого склада души, Авраам дал Ицхаку.  

25.7. И вот дни лет жизни Авраама, которые он прожил: сто лет и семьдесят лет и пять лет.
И вытянулся и умер Авраам в старости доброй, старым и удоволенным, и приобщен был он к своему народу.
И похоронил его Ицхак и Ишмаэль, его сыновья, в пещере Махпела на поле Эфрона, сына Цохара-хити, которое пред Мамре.

Прошлогодний обзор главы Хайей Сара здесь.

No comments:

Post a Comment