Sunday, November 6, 2011

Берешит. Берешит.

Отгремела Симха Тора, и начинается новый цикл прочтения Торы.
Глава Берешит.

בראשית ברא אלהים את השמים ואת הארץ
(Бе-решит бара Эло’им эт hа-шамаим вэ - эт hа-арец)

1.1. В начале сотворения Эло'им небо и земли...

Этот простой с виду пасук настоящая сокровищница для исследователей Торы. Раши, например, указал что предлог "бе"(в) используется в Торе ещё в значении ДЛЯ. А слово "решит" в Танахе означает начаток, первенец. И переводит пасук так:

Для Израиля и для Торы создал Эло'им Небо и Землю..

Если же сконцентрироваться на словах "небо и землю" и рассматривать их как небо - это цель, к которой человек должен двигаться. 
Земля - это средство, позволяющее человеку познать себя и увидеть себя в замысле Творца. То тогда перевод выглядит как:
Для достижения цели всех целей сотворил Эло'им Небо и Землю...
Или точнее:
Для достижения цели всех целей сотворил Эло'им цель и средство.

Но достижение цели всегда начинается с замысла Творца.

Тогда перевод должен быть:
Ради замысла Эло'им были разделены Небо и Земля, было создано Мироздание.
Но заметим, что слово Эло’им, это множественное число слова Элоаh, происходящего от корня "эле" - указательного местоимения "эти", обозначающего явления в объединенности и единстве: "все эти". Элоаh - то проявление Всевышнего, которое объединяет в себе все явления Мира. Эло'им - "мера Закона","мидат hадин". Еще употребляется слово Эло'им и для обозначения тех, кто дает обществу закон, обуздающий хаос и анархию.
И первая фраза может звучать и так:
Для достижения цели всех целей сотворил Эло'им законы и силы неба и земли..
Можно набрать ещё десяток других очень глубоких переводов, но они лишь добавят полноту, объем этой волшебной первой фразы Торы.
Например, РЕЙШИТ - можно понимать в значении "головка", а отсюда, небольшая такая мыслишка была у Творца и он сотворил ...
И так далее.
Итак, искра запущенная Творцом, привела к Большому взрыву. Материя с гигантской скоростью, превышающую скорость света, стала заполнять вселенную. Нет ничего, только тьма, хаос и информация, которая желание Творца, отраженное на мирах.

1.2 Земля была безумным хаосом (тогу) и тьма над бездной (вогу) и дух Эло’им парит над водами.
Вода, это материя без формы. И вода, это жизнь, над которой парит дух Эло'им, как высшая форма сознания, охраняющая эту жизнь и заключающая её в задуманную форму.
Эти два первых пасука, как вступление. Теперь начинается рассказ об этапах Творения.
1.3. И сказал Эло'им: Будет свет! И стал свет.
И увидел Эло'им, что свет хорош, и разделил Эло'им между светом от тьмой.
И назвал Эло'им свет днем, а тьму назвал Он ночью.
И был вечер и было утро: день один.


День один, потому один (не день первый), что нет ещё окончательного разделения, оторванности от Творца. Но далее начнутся цельные разделения и мир оденется в различные формы. И все для того, чтобы сделать человека и где-то далеко в конце соединиться с ним в один.

Так устроил Творец этот мир - всякое творение начинается с перехода от целого к множеству, к разделению, чтобы в результате соединиться в целое, соответствующее замыслу. Но любое разделение - это создание недостатка.
И второй день, будет посвящен только началу разделения первого дня и создания недостатка в единстве мира.
И надо знать, что ДНИ в 7 днях творения, есть этап, состояние.
Нет еще ни временного пространства, ни человека, как наблюдателя.

1.6. И сказал Эло'им: Да будет свод в середине вод, и будет разделять между водой и водой!
И сделал Эло'им свод и разделил воды, которые под сводом, от вод, которые над сводом. И стало так.
И назвал Эло'им свод небом. И был вечер и было утро: день второй.

И как это понять? Откуда сейчас вода, которую нужно разделять.
Объяснение от Раши - вода в Торе, это символ связанности с источником. Вода эта прозрачность. И в этот день, Эло’им ставит перегородку-свод,  который убирает эту прозрачность. Полная истина творца скрывается от творения. Но временно. Как это?
Слово небеса - РАКИА, еще имеет значение "занавеска", которую можно и открыть. И происходит слово РАКИА от корня "уплощать", стремиться к исчезновению. Делаться тонким,  тоньше, тоньшее и далее к полному рассеиванию. Но перегогодка-то, эта материя нашего мира, скрывающие от человека духовность Творца.
А пока вселенная с сумасшедшим ускорением продолжает расширяться. При этом количества вещества ни на миллиграмм не прибавляется. Т.е. плотность вещества во вселенной быстро уменьшается и мир довольно скоро начнет "испаряться", как облако под солнцем.
Но так, по-видимому, и задумано. Отпущено столько материи, сколько нужно для завершения плана Эло'им.
Вот об этом и рассказ второго дня, точнее и об этом тоже.

Понять Тору невозможно без понятия хотя бы элементарных кабалистических идей, которые раскрывают механизмы прохождения света Творца от замысла к ее реализации. Базовая идея кабалы, это идея схемы древа 10-и сфирот или "Древа жизни".

И все процессы реализации любого плана идут по схеме 10 сфирот.
И это выглядит, примерно, так:
Все начинается с головы, в которую врывается свет желания Творца - уровень Кетер.
В голове формализуется какая-то продуктивная идея (сфиры Хохма, Бина и Даат).
Затем готовится материал - качественная, статическая часть общего плана (сфиры Хесед, Гвура и Тиферет).
Затем материал одевается в форму. Проект приобретает динамичность. (Нецах, Год и Йесод).  
И далее полная материализация замысла. В кабале, это уровень сфиры Малхут - наш материальный мир.
Цель всей игры, добиться чтобы реализация соответствовала замыслу Творца.
Получилось - будет переход на новый уровень игры. Нет, начинай исправлять.
Посмотрите, как проходили дни Эло'им по такой схеме.

Идея была декларирована "В начале ...".

Первые три дня - это создание материала (свет, вода, земля), статическое состояние.
И они реализованы на плане сфирот качеств:
День 1 - "да будет свет". Сказал - сделал.
День 2 - да будет..вода и небо.
День 3 - сделаем сушу .. и растения.

Затем материал заключают в форму, переводя систему в динамическое состояние.

День 4 - сделал светила (от свет).
День 5 - птицы, рыбы (от воды и неба).
День 6 - звери. И человек (от материала земли).

Человек получил законченную форму. Теперь ему нужно перейти в день седьмой - царство Малхут, путь к своему полному совершенству. Но пока он в дне шестом, и спущен на землю, потому что путь к седьмому дню проходит по земле.

1.6. И сказал Эло'им: Создадим человека в образе Нашем по подобию Нашему. И властвовать будут они над рыбой морской и над птицей небесной, и над скотом, и над всею землей, и над всем ползучим, что ползает по земле.

Все, что было сотворено до Человека, сотворено для Человека и отражено в нём. Человек как бы одевает на себя всю вселенную, созданную Эло’им. Он и есть вселенная в упаковке.

Как это гениально у Андрея Вознисенского.

Человек надел трусы,

майку синей полосы,
....
И, качая головой,
надевает шар земной.
Черный космос натянул,
крепко звезды застегнул,
Млечный Путь — через плечо,
сверху — кое-что еще...
Человек глядит вокруг.
Вдруг — у созвездия Весы
вспомнил, что забыл часы.
...
По утрам, надев трусы, не забудьте про часы!

Продолжим.

2.2. И завершил Эло'им в день седьмой работу, которую сделал, и прекратил в день седьмой всю работу, которую делал.
И далее идет повторение рассказа о Сотворении мира и человека.

2.4. Это родословная неба и земли при создании их, в день, когда делал Ашем Эло'им землю и небо.

Но в первом рассказе Творец выступает под именем Эло’им, и действует через мощь природных сил, которые он породил.
Во втором рассказе Тора прибавляет к имени Эло’им четырёхбуквенное имя Творца, которое мы читаем как Ашем. Ашем Эло’им.
И причина, по-видимому в том, чтобы показать, многомерность мира и человека. Дать взгляд на мир и сверху и снизу.
Вначале мы читаем связку "небо и земля". Но когда появляется имя Ашем Эло’им уже идет "земля и небо".
Рассказчик уже смотрит снизу вверх. Хотя события, здесь описанные, от рождения Адама до его ссылки на землю, проходят исключительно в духовных сферах, в планах верхних миров, уровне духовных корней, где ни времени, ни верха, ни низа. Начало и результат в единстве.
Потому и Адам и Хава были рождены сразу взрослыми. И после зачатия ими детей, те также появляются сразу и взрослые.

2.7. И сформировал Ашем Эло'им Адама - прах с земли, и вдохнул в нос его дыхание жизни, и стал человек живым существом.

Заметим , что в первой части рассказа Эло’им сказал "Сделаем Адама", но далее написано "И сформировал Адама".
Эло'им не окончил Адама, так как после его сформирования, прекратил всякую работу, объявив шабат.
Сказав "Сделаем", Эло’им имел ввиду, что в этом процессе будут Эло’им, земля и сам Адам.
Земля дала человеку только физическую основу. Она не может породить то, что выше её.  Затем Ашем "вдохнул в нос его дыхание жизни", Заметим, что ОН вдохнул изнутри - Божественная составляющая Адама внутри него.
Почему вдохнул в нос? - Нос, единственный орган (ответственный за обоняние), который имеет прямой контакт с мозгом человека. Ашем вдохнул в Адама, в его мозг, разумную душу - нешама, пробудившую в нем абсолютно уникальную фунцию - речь.
И это то основное, что будет отличать его от животных. И задача Адама установить, что в нем главенствует - его животная душа (нефеш) или интеллектуальная (нешама).
Иными словами, вся работа Адама, это подчинить свою животную душу своему сознанию  - голова должна уметь управлять своими инстинктами и эмоциями.
Творец свою часть выполнил - вдохнул в него нешама, дальше, дорогой сынок, шагай сам. И Адам отправлен на землю, чтобы самому доделать себя до уровня Человека. (Наверное, Эло’им, глядя на землю сверху, частенько вздыхает и думает - ну, Адамик, когда же ты, наконец, станешь человеком).
И если человек к сроку закончит свои университеты, Эло’им  уже вместе с Адамом продолжат свои доделания этого мира.
Прошлогодний обзор главы Берешит здесь.

No comments:

Post a Comment