Thursday, November 10, 2011

Берешит. Ваера.

В конце главы Лех Леха, Ашем открылся 99 летнему Авраму и заключил с ним союз обрезания, изменил ему имя на Авраам, и благословил 89 летнюю Сару на рождение сына, имя которому будет Ицхак.
И стало это смехом для Авраама. 
И в нашей главе Ваера, смех будет звучать очень даже часто.
18.1. И явил Себя ему Господь в Элоне-Мамре; а он сидел при входе в шатер в знойную пору дня. 
И поднял он глаза свои в увидел: в вот три мужа стоят над ним; и увидел и побежал им навстречу от входа шатрового, и поклонился до земли.

И пригласил их Авраам, и накормил.

18.9. И сказали ему: Где Сара, жена твоя? И сказал он: Вот в шатре. 
И сказал: возвращаясь возвращусь к тебе как в пору сию, и вот сын у Сары, жены твоей. И Сара слышала в проёме шатер.
... И засмеялась Сара про себя, говоря: что теперь, когда состарилась я, исполнится желание сердца моего? И господин мой стар. 
И сказал Ашем Аврааму: Почему смеялась Сара, говоря: Подлинно ли рожу, а я состарилась?  Разве есть что-либо недоступное для Ашем.К сроку вернусь к тебе, как в пору сию, и у Сары сын.

Сара не догадывалась, что гости - ангелы.

И, по-видимому, Авраам ничего не говорил ей об обещании Ашем: "Сара, твоя жена, родит тебе сына и назовешь его Ицхак".
Она носитель состояния Гвуры внутри семьи Авраама. И для неё всякие там надприродные чудеса - это как-то несерьёзно.
Поэтому нынешнее обещание ангела, она восприняла с недоверием и внутренним смехом.

Мы нигде не видим, чтобы Эло’им разговаривал с Сарой или с Ицхаком (однажды было обращение, но это не есть разговор).

Эло’им не открывается личностям, у которых Гвура зашкаливает.
Он с ними во всём, но без прямого контакта. Причина проста, у них сковано воображение. Гвура, как категория суда (сдерживания, ограничения), не терпит нарушения порядка - все должно быть в нормах заданных правил.

И вернулся Авраам к Ашем. 

И открыл Ашем Аврааму, что он собирается уничтожить Сдом.
И стало Аврааму нешгит. Ведь мог же он изменить состояние этого Сдома, подчинить его себе. Но отказался сделать это (14.17). Теперь вот, Сдом приговорен.  
18.23. И подступил Авраам и сказал: Ужели погубишь и праведного с преступным?
Быть может, есть пятьдесят праведных внутри города? Неужели погубишь и не простишь места сего ради пятидесяти праведных, которые в нем?
Хула для Тебя делать сему подобное, погубить праведного с преступным, и будет как праведный, так в преступный. Хула для Тебя такое. Судья над всею землей не содеет суда правого?! 
И сказал Господь: Если найду в Сдоме пятьдесят праведных, внутри города, то прощу все то место ради них...
 Авраам не просит Ашем вывести праведников из города, но просит простить все это место ради праведников в нем - Наличие праведников спасает город.
Но город спасает не отдельный праведник, а община из 50, 45, 30, 20, 10 праведников.
Десять - минимальный размер общины но всё это, если "праведников внyтри города".
Смысл слова "внyтри" таков, что праведники должны быть не только внyтри территории города, но и город должно принимать этy общинy, считать ее важной и yважаемой своей частью. 
Только в этом слyчае город может быть спасен своими праведниками.
Но не нашлось в Сдоме и 10 праведником и Адонай уничтожает Сдом, спасая лишь Лота и его двух дочерей.
И зачем спасать Лота, ведь Лот - это йецер ара (злое начало)?
Но написано в Зоар: Каждая вещь в этом мире имеет своё назначение. Йецер ара неоходима нам - без него не рождались бы люди в мире. 
Также и божественный Свет в этот мир должен идти через сопротивление, которое прямо пропорционально работе по его раскрытию. 

И погиб Сдом, и Авраам уходит из Хеврона подальше от этого ужаса.

Подальше от политических и общественных проблем этого места.
(Кстати, будущей первой столицы царя Давида) 
И он отправился на юг страны, искать, где утомленному есть чудный уголок.
И задерживается между Кадешем и Шуром, в Граре. Во владения царя Авимелеха. 
Но устраивает Ашем ему новое испытание.

20.2. И сказал Авраам о Саре, жене своей: Моя сестра она. И послал Авимелех, царь Грара, и взял Сару в дом свой.

Повторяется египетская комбинация. Но Саре сейчас 89 лет - С чего это у Авимелэха такая страсть к старой женщине? 
Или и впрямь, после сообщения Ашем о предстоящей её беременности, к ней вернулась молодость. Ведь через год обещано родить.
Но в любом случае, Авраам так легко переводит Сару в статус своей сестры, потому что в упор не видит в ней потенциала матери его детей.
И Ашем хочет сдвинуть эту ситуацию с мертвой точки.
Он поражает Авимелеха и весь его двор плохими болезнями и открывается ему, как Эло’им. Авимелех в страхе возвращает Сару Аврааму и говорит ему

20.10. И сказал Авимелех Аврааму: что сделал ты с нами, в чем провинился я тебе?...

И ответил Авраам: так я подумал, что нет трепета Эло'им в месте этом И также подлинно сестра моя, дочь моего отца она, но не дочь моей матери; и стала она мне женой.
Авраам упрекает Авимелеха, что мораль его народа не соответствует праведности своего царя, Авимелеха.
И сейчас, это уже не прошлый мечтательный Аврам, а Авраам, в котором окрепла его гвура. Он уже может открыто судить.  
(По дороге мы ещё узнали и кое-что интересное о семейном дереве Авраама).

И дал Авимелех Аврааму и всякого скота и рабынь, и "молился Авраам Эло’им, и вылечил Эло’им Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и все родили".

И после этого:
21.1. И Ашем вспомнил Сару, как сказал, и сделал Ашем для Сары, как говорил. 
И зачала в родила Сара Аврааму сына, в старости его, к сроку, о котором говорил Ашем. 
И нарек Авраам имя своему сыну, родившемуся у него, которого родила ему Сара: Ицхак.
И обрезал Авраам Ицхака, сына своего, восьмидневным, как повелел ему Ашем. 
И Аврааму было сто лет при рождении у него Ицхака, сына его.

Очень всё замечательно. Но заметьте, Авраам молился за Авимелеха, и Сара тоже родила. Отсюда учим - хочешь получить что то для себя от Ашем, проси об этом у него и для другого. Говорят, что проверено - работает.


21.6. И сказала Сара: Смех сделал мне Эло’им, всякий услышавший засмеётся мне! 

Имя Ицхак очень многовыражающее и его разбор может занять много места, так что отложим это для следующего раза.
Повторим лишь, что здесь корень слова Ицхак "цхок" - смех. Но он стоит в форме будущего времени.
И если в спектакле на стене висит ружьё, то в конце оно обязательно должно выстрелить. Смех сопровождает еврейскую жизнь во все времена. Но события в конце времен, будут лучшим еврейским анекдотом.

Но говорит Тора, что Авраам не прервал связь с Ишмаэлем. 

В нем нет уверенность, кто же будет его наследовать.
И это основная причина его конфликта с Сарой. (И она в конце концов таки переселяется от него в Хеврон)   
Прошли годы. Аврааму уже 137 лет.  
22.1. И было после этих событий Эло'им испытал Авраама, и сказал ему: Авраам! И сказал он: Вот я. 
И сказал Он: Возьми же сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Ицхака, и иди на землю Мория, и вознеси его там в вознесение-всесожжение на одной из гор, о которой скажу тебе. И поднялся Авраам рано утром ... 

Эло’им, втолковывает Аврааму, кто есть для него Ицхак - он тот, кто у тебя единственный и которого ты любишь.


22.3 И поднялся Авраам рано утром и оседлал своего осла, и взял он двух отроков своих с собою, и Ицхака, сына своего, и наколол дров для всесожжения, и поднялся и пошел на место, о котором сказал ему Эло’им.


Это был не приказ. У Авраама сейчас полная свобода выбора. 

Интересно, если бы просьба Ашем была не об Ицхаке, а не об Ишмаэле, повиновался бы ли он? 
Итак, идут с Авраамом трое отроков - Элиэзар, Ишмаэль и Ицхак.
Элиэзар, его постоянный ученик, раб Авраама, который его никогда не покидал. И в период великих планов Аврама, Элиэзар был в статусе единственного его наследника. И из Мидраша мы знаем, что Элиэзар никогда не оставлял мысль породниться с домом Авраама.
Ишмаэль - его статус до конца не определен. Он сын рабыни, но Авраам хотел бы видеть его, как своего наследника.
Ицхак - его кровный сын, он его любит, но разве может он быть у истоков будущего народа, обладая таким жестким, прямолинейным характером - весь в маму.
И Ашем предлагает Аврааму самому увидеть, кто есть кто.
Три дня они в пути. Есть время, чтобы всё обдумать и понять, что хочет от него Ашем.

22.4. На третий день поднял Авраам глаза свои и увидел то место издали. 

И сказал Авраам отрокам своим: Оставайтесь здесь с ослом, я же с отроком, мы пойдем до сих пор, и поклонимся и возвратимся к вам.
И взял Авраам дрова и возложил на Ицхака, сына своего; и взял он в руку свою огонь и нож. И шли они оба вместе.

Вот эта точка. Только Ицхак вместе с Авраамом увидели "то место". Только Ицхак обладает духовным видением Авраама.

Слуги остались с ослом - "хамор", символом материальности, а Авраам с сыном уходят к вершине. 
"И шли они оба вместе" - они идут на соединение со всеми уровнями  божественного плана проекта всесожжения. И от них будут зависеть все дальнейшие пути их потомков. Поэтому он и говорит, что мы с вами обязательно вернемся, соединимся. И они вернутся к слугам либо в старом, либо в новом состоянии.

22.7 И сказал Ицхак Аврааму, своему отцу, и сказал он: Отец мой! И сказал он: Вот я, сын мой! И сказал он: Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? 

И сказал Авраам: Б-г узрит Себе агнца для всесожжения,... сын мой. И шли они оба вместе. 

На самом деле, это и есть кульминация всей главы.
Потому как, сейчас произошло то, к чему Ашем так долго продвигал Авраама.
Конечно, принести в жертву своего сына, это против природы Авраама. 
И выполнить такой приказ Ашем, это его вершина - он смог включить категорию гвуры внутри себя и осознано подняться с сыном на "это место".  
Для Ицхака, это не есть испытание. Он как хороший солдат, раз надо, то готов. Вот и дровишки, которые он сам на себе несет.

Но сейчас, когда они подымаются вместе, они стали как один. 

И хесед Авраама начинает сотрудничать с гвурой Ицхака. 
То что раньше их разъединяло, теперь объединяется для работы на будущее. Авраам увидел - они оба выделены Ашем.
Их совместные усилия запускают программу построения ангела, который соединит Авраама с его следующим состоянием, когда он становится отцом всех народов.

И здесь Авраама впервые (в Торе) на обращение Ицхака "ОТЕЦ МОЙ", отвечает "ВОТ Я СЫН МОЙ". 

Отец и Сын - Хесед и Гвура - два фундаментальных качества, которые ограничивают и дополняют друг друга.

И на месте, о котором сказал Ашем, Авраам устроил жертвенник и связал Ицхака, сына своего.

И это сцена связывания (акеда) Ицхака - это раскрытие рецепта управления Гвурой. Гвура в человека должна быть связана, несамостоятельной. Она должна быть починена Хеседу, отцу своему.
Но её нельзя убивать (в себе) -  "Не простирай руку на юношу, не делай ему ничего (22.12)". Только связанность.

22.19. И вернулся Авраама к слугам своим, и поднялись они и пошли вместе в Беер-Шеву.

Здесь указан важный принцип иудаизма: Подняться, чтобы вернулся. Моше поднимался и возвращался.
Зайти в Святая Святых Храма, остаться живым и выйти.
И в этом, соединенность верхнего и нижнего.

Ицхак "связан", теперь его можно и женить. - ... И вот родила Милка (22.20) ... (жену для Ицхака).

И это секрет создания нового качественного материала - Тиферет, носителем которого будет Яаков - порождение Ицхака. И это тот материал, из которого Ашем будет лепить свой народ.

2 comments: