Sunday, November 6, 2011

Берешит. Лех леха.

С этой главы начинается история еврейского народа и это родослованя Аврама.
11.27 И вот порожденные Терахом: Терах породил Аврама, Нахора и Арана: а Аран породил Лота.
И умер Аран пред Терахом, отцом своим, на земле рождения своего, в Ур-Касдим. 
Семья Тереха, была учеником своих дедов Шема и Эвера, носителей знаний единого Творца. Но в отличии от своих дедов, которые не выходили за пределы своих ешив, Аврам и его братья были активистами движения за восстановление идей монотеизма во всем мире.
И как бунтовщиков, Аврама и Арана кинули в "печь" Ур Касдима.
Печь Ур Касдим - это прототип нашего Гулага. Оттуда мало кто выходит.
Но Ашем вывел Аврама от туда. А Аран сгорел. 
       
11.31. И взял Терах Аврама, сына своего, и Лота, сына Арана, внука своего, и Сарай, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышли они с ними из Ур-Касдим. чтобы идти на землю Кнаана, и дошли они до Харана и поселились там.
Из разных мест Торы, мы узнаем, что до того, как Кнаан, сын Хама, стал владеть этой землей, она была уделом Эвера и называлась земля ивриим (от Эвер).
 
12.1. И сказал Ашем Авраму: Иди с земли твоей, и с родины твоей, и из дома отца твоего на землю, которую укажу тебе.
И я сделаю тебя великим народом, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое. И быть тебе благословением.
И пошел Аврам, как говорил ему Ашем, и пошел с ним Лот.
А Авраму семьдесят лет и пять лет при выходе его из Харана И взял Аврам Сарай, жену свою, и Лота, сына брата своего, и все их имущество, которое поимели, и души, что обрели в Харане. И вышли они, чтобы идти на землю Кeнаана.


И прошел Аврам по земле до места Шхем, до Элон-Море, а Кнаани (были) тогда на земле. И стал Аврам исходным зерном, посаженным Ашем на грядку своего будущего народа.
Почему выбор пал на Аврама. Аврам - человек неограниченного хеседа, так похожего на основное качество самого Творца.
Вся жизнь Аврама была посвящена светлой идеи объединения человечества под знаменем единого творца. И толпа преданных учеников непрерывно следует за ним.

12.7. И открылся Ашем Авраму и сказал: Твоему потомству дам эту землю.
Но у Аврама нет детей и он знает, что никогда не будет - его жена Сарай была  бесплодна. Детей Ашем им категорически не давал. Пока.
И Аврам не догадывается, что Ашем запускает его в путь по канала
м 10 сфирот, дабы привести его в состояние, когда Он сможет дать ему потомство.
И десять сфирот Аврама - это преодоление десяти испытаний, которые он должен пройти, дабы стать Авраамом и передать всё своё наследие сыну своему Ицхаку.
Для этого Аврам должен начать выстраивать себя заново - это подвиг. Особенно, когда тебе 75. Но при поддержке Ашем всё возможно.
И будет Ашем ставить перед ним одну задачу за другой, пока Аврам не осознает своего истинного предназначения.
 
И в главах Лех Леха и Ваера (в Торе почти все главы идут парами) Тора будет нам подробно рассказывать, как Аврам преодолевал одну ступень за другой.
Первый шаг он уже сделал - пришел в землю Кнаанскую и дошел со своими учениками до места Шхем. И оставил их и пошел дальше на юг, как велел Ашем.
Он идет лишь с Сарай и его "Санча Панчо" - племяником Лотом, который прил
епился к нему. Аврам проходит с ними всю землю Кнаан от Вавилона до Египта.

И шагами своими отмеряет будущую Эрец Израэль, что лежит в середине земли, между двумя цивилизациями Вавилонской и Египетской.
Между цивилизациями лунной и солнечной (у евреев календарь лунно-солнечный). Между востоком и западом. Между арабским миром и 
будущим христианским.
Ашем ведет его, как первопроходчик, прокладывающий по небесной карте исторические пути для его наследников.
Когда читаешь размышления - вот сюда не стоило ему заходить, а этого не стоило ему говорить, то это все равно, что говорить о шахматной фигуре, "зря она так пошла", забывая что её передвигал гроссмейстер.
После входа в землю Кнаан Ашем значительно ограничил свободу выбора Аврама. И правильность его путей можно оценивать по озвучиванию его диалога с Ашем.  


12.14. И было: когда подходил к Мицраиму, сказал он Сарай, жене своей: Вот я знаю, что жена прекрасная видом ты.
И будет: когда увидят тебя мицрим, то скажут: Жена его это! - и убьют меня, а тебя оставят в живых
Скажи, прошу (тебя), что моя сестра ты, чтобы благо мне было ради тебя, и жива будет душа моя благодаря тебе.
Без этих слов (которые вложил в него Ашем) он войти в Египет не сможет.
Духовный уровень Аврама несоизмерим с Египтом. И чтобы не быть им отвергнутым Аврам должен спуститься на их уровень, стать для них привлекательным. Он как бы одевает на себя 
одежды Египта, становится "овечкой в волчьей шкуре". И будет пасти волков. 

И он вошел, и вышел. И спустился, и поднялся. 
"И поднялся Аврам из Египта" - он поднялся, на ту же ступень на которой и был прежде.
И подобное будет с его потомками. Если бы они не прошли закаливание в горниле Египта, то не смогли бы стать уделом Всевышнего.
И подобно этому, если бы святая земля не была бы отобрана у Эвера и отдана Кнаану, и он бы не властвовал в ней, она бы не стала избранным наделом Ашем. И в этом заключена Тайна.


13.7. И был спор между пастухами скота Аврама и пастухами Лота.
Лот почувствовал себя переросшим уровень ученика.
Он имел уже своих последователей, и как всегда при разделении - моя правда, правдее твоей.
И Аврам, наконец, выполняет исходное требование Ашем, 
отделяется от Лота. 

13.12. Аврам поселился в стране Кнаан, а Лот поселился в городах долины  и раскинул свои шатры до Сдома.
Только после полного отделения от Лота Аврам вновь удостоился услышать слова Ашем. 
13.14. ... подними, пожалуйста, глаза свои и посмотри с места, на котором ты сейчас, на север и на юг, на восток и в сторону моря.
Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам ее, и твоему потомству навеки.
...Встань, ходи по стране в длину её и в ширину её, потому что тебе Я дам её. 
Обещания Ашем, что Аврам будет хозяином этой земли, по-видимому, не очень ему понятны. У него были свои планы вселенские перестройки мира и назначение лишь земли Кнаан для такой работы Аврама смущает. 
И чтобы больше привязать Аврама к этой земле Ашем организует войну четырех царей Персии и Вавилона с царями Сдома.
Цари Сдома были повержены, и множество народа было уведено в плен и среди них был Лот. Зоар говорит, что целью этой войны было уничтожение Аврама - их идеологического врага.
И услышал Аврам, что пленен брат, собрал 318 учеников своих, и настиг войско царей и бил их, и преследовал их до Дамаска.
Аврам освободил всех пленных и Лота - брата своего.
Аврама, как победителя, приветсвуют цари Сдома. Он  уже сейчас может стать царем Кнаан, но он отказывается от всех этих почестей. Он учитель, а не правитель. Да и не велика честь быть царем идолопоклонников.
Но след от этой войны - это будущие четыре царства Вавилон, Персия, Греция и Рим, которые евреи тоже преодолеют.
Аврам меняется, меняется и его близость к Ашем.
15.1. После этих событий было слово Ашем к Авраму в видении, говоря: Аврам, Я щит тебе, награды твоей много очень.
И на сомнения Аврама, что ведь у меня нет детей, зачем мне награда, Ашем показал ему судьбу всего его будущего потомства.
15.5 И Он вывел его наружу и сказал: Взгляни же на небо и сочти звезды. Можешь ли счесть их? И сказал Он ему: Таким будет потомство твое...

16.1. А Сарай, жена Аврама, не рождала ему; и у нее рабыня-египтянка, по имени Агарь.
Ашем создаёт новую ситуацию. Детей он им пообещал, но вот прошло уже 10 лет и закончилось у Сарай женское и нет детей. Сарай решается дать свою Агарь Авраму в наложницы, чтобы иметь детей через неё. Никак сам Ашем подталкивает её на такое безумство. И зачала Агарь и возгордилась. 
И Сарай стала угнетать её. И убежала Агарь от неё.

16.7. И нашел её ангел Ашем у источника воды в пустыне, по дороге в Египет.
... И сказал ей ангел Ашем: Возвратись к твоей госпоже и поработись под ее рукой. И сказал: Вот ты зачнешь и родишь сына. И нареки ему имя Ишмаэль, ибо услышал Ашем твой вопль от гнета.
И он будет диким человеком, его рука против всех, и рука всех против него; и пред лицом всех братьев своих обитать будет.
Написано "пэрэ адам" - дикий человек.
Грамматически правильно - "адам пэрэ". Но здесь слова переставлены.
И это великий намек - главное слово "пэре" - дикий, "адам" - добавочное.
Дикость Ишмаэля - это не определение, это его сущность, духовное содержание. А "человек" - лишь его облик.
Говорит Хацеф Хаим: поскольку Тора дана на все времена, то и Ишмаэль "будет диким человеком" на все времена.
И даже если все народы мира соберутся и попытаются воспитать потомков Ишмаэля от "пэрэ адам", то им не удастся это сделать.
И кем бы он не стал он будет диким: диким врачом, диким ученым...
И родила Агарь Ишмаэля. И любил его Аврам очень.


17.1. И было Авраму девяносто лет и девять лет, и открылся ему Эль Шадай, и сказал ему: я Ашем, Элоим твой. Ходи предо Мною и будь целен. И я положу Мой завет между Мною и между тобой и умножу тебя чрезвычайно. 
- Эль Шадай - тот, чей божественности достаточно для всего сотворенного.
Через Авраама строится новая реальность этого мира, где справа (сторона Хесед) будет Ишмаэль, а слева (сторона Гвура) мир будет подпирать внук Авраама Эсав. И Яааков между ними. На трех столпах  будет держаться мир.
Эль Шадай сказал Авраму, что он, Аврам, уже способен изменить предначертания созвездий так, что у него может родиться ребёнок от Сарай. 


17.5. И не называться тебе впредь Аврамом, но будет имя твое Авраам, ибо отцом множества народов дам стать тебе. И распложу тебя очень... 

Ашем обещает поставить вечный союз между Ним и потомством Авраама.
Но знаком этого союза будет обрезание крайней плоти у всех мальчиков на восьмой день их рождения.
17.15. И сказал Ашем Аврааму: Сарай, твою жену, не называй Сарай, но Сара - имя ее. 
Ашем поменял обеим имя. Изменив Авраму (אברם) на Авраам (אברהם), а Сарай (שרי) на Сара (שרה), Он изменил их мазал - зависимость от сочетания звезд.
Помимо этого, Тора нам прямо показывает - не детоспособном была не Сарай, а Аврам. У Сары имя почти не изменилось, с ней проблем нет.
Сейчас, когда его имя изменено на Авраам он стал соответствовать Саре
и это открывает её чрево.  И было Аврааму 99 лет, а Саре 90.
Но Авраам встречает это сообщения без особого энтузиазма. Он связывал будущее с Ишмаэлем, который, так похож на него:
17.18. ... Лишь бы Ишмаэль жил пред Тобою.
- И зачем он такое просил?!
И тогда Ашем ставит жирную точку в их диалоге:
17.19.  Сара, жена твоя, родит тебе сына, и наречешь ему имя Ицхак, и я установлю Мой завет с ним заветом вечным для потомства его после него.
Ицхак, от "цхок" - смех. И в имени этом большой смысл. Ицхак будет носителем качеств гвура - строгость, суд. И смех, это против его сурового характера.  

И этот смех, смех из будущего. 

No comments:

Post a Comment