Thursday, February 9, 2012

Шмот. Итро.

Наша глава является кульминацией трехмесячного похода народа Исраэля после выхода его из Египта. И пришли они в пустыню к горе Синай, месту служения Ашем (такая была версия для Паро).
Мы знаем, что здесь им откроется Ашем в своих 10 речениях, а затем Моше спустит вниз скрижали с 10 заповедями - конституцией сынов Исраэля.

И вот такая важная глава, вдруг, начинается с рассказа о приходе мидьянина Итро, тестя Моше, в стан Исраэля.
18.1. И услышал Итро, коэн Мидьяна, тесть Моше, обо всем, что сделал Элоим для Моше и Израэля, народа своего: что вывел Израэль из Египта. И взял Итро, Ципору, жену Моше, и двух ее сыновей, Гершом и Элиэзер, и пришел к Моше в пустыню.
18.7. И вышел Моше навстречу своему тестю, и распластался, и поцеловал его, и спросили друг друга о шалом, и пришли в шатер.
И поведал Моше своему тестю обо всем, что сделал Ашем Паро и Египту за Исраэль: о всей тяготы, которые нашли их в дороге - и спас их Ашем.
И обрадовался Итро всему добру, которое сделал Ашем Исраэлю - что спас его от руки Египтян.
18.10. И сказал Итро: Благословен Ашем, который спас вас от руки Египтян и от руки Паро; Который спас народ из-под руки Египтян.
18.11. Ныне узнал я, что велик Ашем превыше всех Эло'им, ибо тем, чем те творили зло, они покараны были.

Получается, что прибытие Итро на Синай - есть необходимое условие для Синайского откровения и получения Торы. Чем же от заслужил такое?
Вспомним, что предыдущая глава заканчивается войной с Амалеком, который нагло напал на ослабших в стане Исраэля.
Это событие подводит нас к пониманию прихода Итро в пустыню.
Услышав обо всём, что произошло с сынами Исраэля, Итро ответил на вечный вопрос Торы: Где ты?
Все окружающие народы услышали о раскрытии Ашем и всех чудесах, который он сделал для евреев и трепет великий охватил все народы.  Но поднялся и пришел в пустыню лишь Итро.
Главное ваши действия и поступки.
И он встал и пришёл к Моше. И ради прихода к евреям таких Итро и был задуман народ Исраэля и спуск его в этот мир. Потому как, через всю нелёгкую еврейскую историю, на всём пути до конца времён, будут собираться вокруг Исраэля из всех народов мира искры святости, лучшие души, которые были в клипе других народах. И таков один из путей исправления мира. 
И в самых тяжелых моментах еврейской истории, находились Итро, которые присоединялись к евреям, становились в оппозицию к остальному миру. И ради душ этих людей и затеяна вся эта игра под названием земная жизнь.
Вспомним, что в золотые времена царя Шломо гиюр был закрыт.
И посмотрите, как замыкается цепь "народы мира - Исраэль".
Скиталец Моше пришел к Итро, стал его зятем (в этом свой смысл) и его учеником. Итро сделал Моше пророком, он передал ему свой посох, и послал его пасти овец у горы Синай, где Ашем впервые говорил с Моше из куста огненного.
Теперь Итро приходит к Моше на Синай к этой же горе. Они родственники и у них родственные души.
И Ашем предоставляет Итро возможность передать свои знания новому народу Израиля.
И ещё, что же такое понял Итро говоря, что велик Ашем и превыше всех Эло'им.
Итро знал и служил всем Эло'им. Эло'им - это силы, действующие по законам природы. И он понимал, что все силы природы как-то объединены. У них один источник. Но сейчас для него стало великим откровением, что источником всех Эло'им есть некоторая трансцендентная сущность, которая управляет миром по законам морали. И это невероятно, но факт.

19.1. В третьем месяце после исхода сынов Исраэля из земли Египет, в этот день, пришли они в пустыню Синай.
... и расположились станом в пустыне, и станом стоял там Исраэль против горы.
А Моше взошел к Ашем, и воззвал к нему Ашем горы, сказав: Так скажи дому Яакова и возгласи сынам Исраэля:
19.4. Вы видели, что Я содеял Египту, и поднял вас на крыльях орлиных, и принес вас ко Мне.
И ныне, если слушать будете голоса Моего и хранить Мой завет, то будете Мне сокровищем из всех народов ибо Мне вся земля.
И вы будете Мне царством служителей святому и святым народом. Вот речи, которые тебе говорить сынам Исраэля.
И пришел Моше, и созвал старейшин народа, и изложил пред ними эти речи, которые заповедал ему Господь.
19.8. И ответили они, весь народ вместе, и сказали: Все, что говорил Ашем, исполним.
И вернул Моше слова народа Ашем.
Эти слова и такое заявление Моше абсолютная новость для народа Исраэля. В их традиции было лишь то, что Ашем вернет их в Эрец Кнаан, которую завещал нашим праотцам.
И знали, что Ашем говорил Моше ещё у горящего куста - что когда ты выведешь народ из Египта, будете служить мне на горе этой. И это служение и было одной из целью исхода. И для этого взяли с собой весь свой скот.
Но сейчас слова Моше столь необычны и неожиданны, что они отвечают - конечно, всё что говорит нам Ашем выполним, но сознайся Моше, ты это сам придумал.

Моше поведал Ашем, что народ не доверяет его Моше словам, которые для них звучат слишком мистически. Ведь никогда боги не обращались к народу без посредников. Они хотят услышать слова Ашем напрямую.

19.9 И сказал Ашем Моше: Вот Я приду к тебе в гуще облачной, чтобы слышал народ, как Я говорю с тобой, и также тебе будут они верить вовеки. И поведал Моше речи народа Ашем.
19.10. И сказал Ашем Моше: Иди к народу и приготовь их сегодня и завтра, и пусть вымоют они одежды свое.
И будут готовы к дню третьему, ибо в третий день спустится Ашем на глазах у всего народа на гору Синай.
Т.е. Ашем затевает весь спектакль на горе Синай, с одной целью, чтобы народ, наконец, поверил в Моше, как пророка Ашем, и полностью доверился ему. 
Ведь народу Исраэля сейчас навязывается неслыханное предназначение и будут переданы ему множество непонятных законов, которые нужно пронести через тысячелетия. Без абсолютного доверия к словам Моше такая задача не выполнима. Ведь Моше - единственный прямой передатчик слов Ашем  народу.
И было, 6 Сивана 2448 года:
19.16. И было: на третий день, с наступлением утра, были громы и молнии, и облако тяжелое на горе, и голос шофара сильный очень. И вострепетал весь народ, который в стане.
Нет таких слов, чтобы описать происходящее, потому что неописуемый страх навалился на народ. И слух и зрение стали неразделимы - голоса видят, а сияния слышат.
И Моше стоял внизу вместе с ними, когда в их головах и их телах стал разносится голос Ашем, который одним духом вложил в них свои знаменитые 10 речений:
- Я Ашем, Эло'им твой, который вывел тебя из земли Египет, из дома рабов.
- Да не будет у тебя божеств чужих пред лицом Моим.
- Не возноси имени Ашем без надобности.
- Помни день шаббат, чтобы выделить его. Шесть дней работай и делай всякое твое рукомесло. А седьмой день - шаббат для Ашем, Эло'им твоего. Не делай никакой работы в этот день.
- Почитай твоего отца и твою мать, чтобы продлились дни твои на земле.
- Не убей;
- Не прелюбодействуй;
- Не укради;
- Не дай о ближнем твоем свидетельства ложного.
- Не возжелай дома ближнего твоего; не возжелай ни жены ближнего твоего, ни его раба, ни его рабыни, ни его вола, ни его осла, и ничего, что у ближнего твоего.
20.15 И весь народ, видят голоса и факелы, и голос шофара, и гору дымящуюся. И увидел народ, и дрогнули они и стали вдалеке.
И сказали они Моше: Говори ты с нами, и будем слушать; и да не говорит с нами Эло'им, чтобы нам не умереть.
Все почувствовали, что душа начала отделяться от тела и стали всё видеть сквозь время - весь народ сам стал на время пророком. Они попробовали себя на месте Моше и поняли всю его силу и величие. 
В этих (простых с виду) 10 речениях вся Тора и все её тайны. В них упакованы все жизненные принципы, на которых строятся взаимоотношения между человеком и Ашем, между человеком и человеком, и человека с самим собой.
Десять речений - корни всех 613 заповедей, которые евреям будут передаваться и раскрываться на всем их пути в Эрец Исраэль.

И с этого дня начинается новая история Исраэля, как народа соединившегося с Ашем для работы на будущее мира.

No comments:

Post a Comment