Thursday, February 16, 2012

Шмот. Мишпатим.

Эта глава продолжает главу Итро, в которой Ашем открылся народу Израиля с горы Синай и обратился к ним 10-ю речениями своими. В эти 10 речениях, которые будут потом высечены на скрижалях завета, запакованы все законы Торы, которые будут постепенно евреям раскрываться.
В 10 речениях от первых до последних слов содержится 620 букв.
В первых 613 буквах отображены все 613 заповедей данных в Торе.
Последние 7 букв, указывают на 7 дополнительных заповедей, данных уже мудрецами Торы, а каббала говорит, что последние 7 букв соответствуют семи сфиротам, посредством которых десять речений были спущены в этот мир.

Глава Итро начиналась с того, что пришел Итро и дал совет Моше, как обустроить судебную систему Израиля. И начиная с нашей главы Ашем будет наполнять суды всё новыми и новыми законами.

Итак, после того, как народ Израиля поверил в Ашем и Моше, его пророка,
Моше подошел к облаку, в котором Эло'им, и принимал все его слова, которые тот ему говорил. Потому что не мог народ перенести голоса Эло'им и выжить.
Мишпатим означает "законы". Перво-наперво, для построения нового государства в лице народа Израиля, необходимо обеспечить его базовыми законами, призванными воспитать в каждом его члене совершенного человека.

21.2. Если купишь раба-Иври, то шесть лет будет служить, а в седьмом выйдет на волю безвозмездно.
Если одиноким придет, один выйдет; если же он женат, то выйдет жена его с ним.
Интересно - первые законы начинаются с законов о рабах. Только что вышли из рабства и опять о том же. Но рабство - это на все времена, потому что оно существует на всех уровнях человеческого существа. Мы все рабы и в прямом и в переносном смысле этого слова. 
И здесь декларируется абсолютно революционная идея - освобождение всех рабов-евреев в седьмой год его работы на хозяина. У человека один хозяин - Ашем. И еврейский раб, работающий на своего хозяина - это временно, максимум 6 лет. 6 лет, как 6 дней - это работа в нашем материальном мире. Но 7 - это шабат и нам раб уже не принадлежит. Раб должен вернуться к своему исконному Господину. И это называется обрести свободу. А в рабство евреи попадали только по решению суда - за долги или за воровство. В реальной жизни бывает всякое.
И для самого человека Шабат - это освобождение себя, как раба обыденности. В шабат я свободен.
21.5. Но если скажет раб: Люблю моего господина, мою жену и моих сыновей, не выйду на волю,
То приведет его господин его к судьям и подведет его к двери или к косяку, и проколет его господин его ухо шилом, и будешь работать на него вечно.
Смысл прокола уха: Ашем вывел тебя из рабства, сделал свободным, а теперь ты от этой свободы отказываешься. Тогда следует подвести тебя к дверному косяку, который перед выходом из Египта был отмечен кровью жертвы, и проколоть тебе ухо, которое не хочет слышать о дарованной тебе свободе.
"И будешь работать на него вечно". В Танахе "вечно" означает "до года Йовеля" - юбилейного года, каждого 50-го года.
 (Йовель пришел к латинскому "йубилаеус", и к нашему "юбилей").

В нашей главе сказано:
23.10. Шесть лет засевай твою землю и собирай ее урожай,
А в седьмом отреши ее и оставь ее, чтобы питались нищие народа твоего, а оставшееся после них будет есть зверь полевой; так же поступай с твоим виноградником и с оливой твоей
.

- Каждый 7-ой год - это субботний год или год шмиты, год свободы, когда отдыхает земля и освобождаются все еврейские рабы.
А в книге Ваикра будет рассказано, что после седьмого субботнего года идет 50 год - Йовель, земля освобождена от засева, и освобождаются все рабы, даже против их воли. И это граница - "вечно".
Но Йовель работает на всех уровнях нашего мироздания, и когда наступит Йовель а-Гадоль (Великий Йовель тысячелетнего цикла - 50 тысячелетие), то говорит пророк Йешая, что это будет конечный срок жизненного цикла нашей Вселенной (поживем - увидим).

Далее идут законы за которые полагается смертная казнь.
21.12. Тот, кто ударит человека, и он умрет, смертью умрёт.
И тот, кто ударит своего отца или свою мать, смертью умрёт.
И тот, кто похитит человека и продаст его, и он (похищенный) найден будет у него в руках, смертью умрёт.
И тот, кто злословит своего отца или свою мать, смертью умрёт.
А если ударит человек своего раба или свою рабыню посохом, и умрет под его рукой, ему должно быть отмщено (будет казнён).
Но если день или два проживет, ему мстить не должно, ибо его серебро это.
-
причинить вред своему рабу - это разбазаривание своего имущества.
А вот законы, о которых судачат уже 2т. лет.
21.26. Глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу.
Ожог за ожог, рану за рану, ушиб за ушиб.
Одним словом мера за меру. Но никогда такого не было. А была плата за глаз, за зуб.. - оплата лечения и за потерю работоспособности. И это немалые деньги. А иначе была бы страна сплошных калек.
Теперь серия законов о преступной халатности, а точнее наказания за "наплевать на своего соседа".
21.29. А если бык бодливый он со вчерашнего и третьего дня, и уведомлен был его хозяин, но не устерег его, и он убил мужчину или женщину, то вол будет побит камнями, и также его хозяин будет умерщвлен.
21.33. И если откроет человек яму или если выкопает человек яму и не покроет ее, и упадет туда вол или осел;
То хозяин ямы заплатит, серебро возвратит его хозяину; а мертвое будет ему.
-  если сосед упадёт в такую не загороженную яму, то это как преднамеренное убийство.

22.17. Колдунью  не оставляй в живых.
Всякий лежащий со скотиной - смертью умрет.
Эти два закона о колдуньях и скотоложестве стоят рядом неслучайно.
Колдунья (колдун) - это люди наделенные высокими способностями взаимодействовать с духовными энергиями, но используют их в своих интересах и этим могут исказить духовные пути нашего мира.
Скотоложество - это использование человеческой энергии на уровне ниже самого скотского. Ниже не бывает.
Но и колдунья - это использование высочайшего духовного дара на том же уровне, что и скотоложество.

22.21. Всякую вдову и сироту не мучайте.
Если кого-либо из них ты притесняя притеснять будешь, то когда, вопя, возопит он ко Мне - слыша услышу Я вопль его...
 Все законы направлены на защиту прав человека и его право на достойную жизнь в этом мире, в котором законы должны поддерживать принципы справедливости.
И удвоения в законе "притесняя притеснять", "слыша услышу" - несут глубокий смысл: обижая сироту, вдову мы дважды делаем им больно - первый раз из-за нанесенной обиды. Второй, из боли отсутствия своего защитника. И потому "слыша услышу" - указывает на двойное наказание ожидающее их обидчика.
23.19. Начаток первых плодов твоей земли приноси в Дом Ашем, Эло'им твоего. Не вари козленка в молоке матери его.
Смысл закона о козленке и молоке постоянно будоражит еврейские умы.
"козленок" - это образ кошерного животного. Из этого закона был выведен закон - не мешай молочное с мясным.
И смысл этого закона лежит в разных плоскостях:
- не делай так, как принято было у язычников.
- это просто аморально, варить "козленка" в молоке, которое должно его вскармливать.
- в духовном плане... законы Торы делятся на доступные пониманию и "хуким"- непонятные.  И этот закон относится к категории "хук".
Так что хватит гадать, а просто так повелел Ашем.
И по этому поводу ходит такая притча:

Ашем диктует Моше Тору:
— Моше! Не вари козлёнка в молоке матери.
— ага! значит смысл закона - Не ешь мясное вместе с молочным?
— Моше, ты пиши, что я тебе говорю: Не вари козлёнка в молоке...
— А, ясно! Надо иметь отдельную посуду для мяса и молока.
— Моше, послушай, что ты несёшь? Я же тебе ясно сказал: Не вари козлёнка...
— Кажется я, наконец, понял! После мясного, молочное можно есть только через 4-6 часов..
— Слушай Моше! ... Делайте, что хотите! но только не вари козлёнка в молоке матери.

И как всегда, в каждой шутке, есть только доля шутки.
И надо знать, что все объекты материального мира имеют свои корни в духовных мирах. И один из принципов объясняющий некоторые законы "хуким" - это, нельзя смешивать объекты от разных источников духовных корней. Например, запрещено скрещивание разных видов животных, или смешивать в одежде шерсть и лён, засевать зерновые в винограднике и т.п.
И если посмотреть на закон о мясе и молоке, с высоты небес ангельскими глазами, то получается, что молоко, которое источник поддержания новой жизни, смешивают с мясом, которое мертвечина - отрицание жизни. И это одно из постижений смысла мицвы о козленке и молоке его матери.

24.4. И записал Моше все речи Ашем. И поднялся он ранним утром, и построил жертвенник под горою и двенадцать монументов для двенадцати колен Исраэля.
И взял он книгу завета, и прочитал во услышание народа, и сказали они: Все, что изрек Ашем исполним и услышим!
8 И взял Моше кровь (от жертвенного животного) и окропил народ, и сказал: Вот кровь завета, который заключил Ашем с вами обо всех этих речах.


Первый большой пакет из 53 закона данных Ашем в нашей главе, записан Моше и принят народом единогласно. И теперь народ Израиля одетый в законы Ашем может начинать существовать, как новая государственная  структура, и готов жить по новым, не привычным для них, законам и постепенно начать понимание их идеи.
24.12. И сказал Господь Моше: Взойди ко Мне на гору и будь там. И Я дам тебе каменные скрижали, и Учение, и заповедь, которые Я начертал для наставления им.
И встал Моше, и Йеошуа, его служитель, и взошел Моше на гору Эло'им.

24.15. И взошел Моше на гору, и покрыло облако гору.
... И пребывала слава Ашем на горе Синай, и покрывало её облако шесть дней -  воззвал и к Моше в день седьмой из среды oблака.
Шесть дней в облаке - это очищение Моше по каналам шести сфирот. И на седьмой день (достижения сфиры малхут) он был призван Ашем для чуда получения скрижалей завета.
24.18. И вошел Моше в облако и взошел на гору, и пребывал Моше на горе сорок дней и сорок ночей.


 

No comments:

Post a Comment