Thursday, February 23, 2012

Шмот. Трума.

Место действия нашей главы - в облаке на горе Синай, на приёме у Ашем.
В конце прошлой главы Ашем призвал Моше к себе. 
Ашем собирается ставить перед народом Израиля новые задачи.
Его цель - превращение евреев в народ близкий к идеальному, как образец для народов мира.
Но для этого ему нужен лидер с качествами идеального человека.
И это будет человек, который полностью подчиняет свои чувства разуму, тот у кого желания тела не властвуют над душой. И в Торе, это - Моше.

Но сейчас Ашем неожиданно начинает разговор о строительстве походного Мишкана, и даёт Моше полную спецификацию на его сооружение.

25.1. И говорил Господь Моше так: Говори сынам Исраэля, и пусть возьмут Мне возношение (трума); От всякого человека, побужденного сердцем своим, берите возношение Мне.
И вот возношение, какое вам брать у них: золото, и серебро, и медь;
И синету, и пурпур, и червленицу, и виссон, и козий волос;
И кожи бараньи красненные, и кожи тахашевые, и дерево шитим.
Елей для освещения, пряные снадобья для елея помазания и для курения благовонного.
Камни ониксовые и камни оправные для эфода и для наперсника.
И сделают Мне Микдаш, и поселюсь я в их среде.
В точности, как всё что показываю тебя - план мишкана и план всех принадлежностей его, и так сделайте.

О построении Храма - Микдаша в Эрец Исраэль Моше пел в своей песне после перехода Красного моря (Бэшалах 15.17). Но постройка временного храма - это новость. Мы что, уже не собираемся входить в Эрец Исраэль?
Ашем заранее знает, что путь туда будет долог и Его присутствие  в среде народа Исраэля должно быть постоянным. Все направлено на духовное воспитание евреев и стремление абсолютизировать степень доверия их к Моше. И поэтому Мишкан должен отражать структуру души идеального человека - Моше.

Три раза повторяет Ашем слово трума (возношение, приношение). И эта избыточность направлена на разные группы людей в народе Исраэля - те, которые отдают свои приношения Ашем с открытым сердцем и те, которые в мыслях своих желали бы дать, да жалко-то свое золотишко. И им нужно немного принуждения. Но вместе все будут участниками этого грандиозного строительства. И отсюда берет начало еврейская традиция сбора средств на разные благотворительности.

25.10. И пусть сделают ковчег из дерева шитим...
И покрой его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его, и сделай на нем золотой венец вокруг.
И сделай шесты из дерева шитим, и покрой их золотом.
И вложи шесты в кольца на сторонах ковчега, чтобы носить ковчег на них.
В кольцах ковчега будут шесты; не должны отниматься от него.
И помести в ковчег свидетельство, которое Я дам тебе.
И сделай крышку из чистого золота;
И сделай двух керувим из золота - ковкой сделай их с двух концов крышки.


25.22. И встречаться буду тебе там, и буду говорить с тобою над крышкой, меж двух керувим, которые на ковчеге свидетельства, все, что повелю тебе для сынов Исраэля.
Вот такая была конструкция приёмного устройства сообщений от Ашем. Без него выдержать "голос" Творца и не умереть человек не может... кроме Моше. Адам, и тот, сбежал от голоса этого.

25.23. И сделай стол из дерева шитим: два локтя его длина, и локоть его ширина, и полтора локтя его высота.
И покрой его чистым золотом, и сделай к нему золотой венец вокруг.
И дашь на стол хлеб предо Мною всегда.
И сделаешь Минору из чистого золота, ковкой из единого куска золота.
И шесть ветвей выходят из его сторон её.

Все эти предметы устанавливаются в палатке, которую покрывают десятью полотнищами из разных материалов разных цветов. Ковчег союза должен быть отделён от стола и миноры занавесью.
Такая палатка и есть Мишкан. И все перечисленные в главе её многочисленные детали: покрывала, завеса, крюки, балки, брусы, всё должно быть сделано из богатого материала и покрыто золотом и серебром.
Во дворе Мишкана ещё нужно будет построить Жертвенник из дерева шитим и сделать рога на четырех его углах и покрыть их медью.
И далее указания, как обустроить сам двор Мишкана - поставить забор, а   
все столпы двора вокруг должны быть обвиты серебром, их крючки из серебра, а их подножия из меди.
Длина двора - сто локтей, а ширина - пятьдесят на пятьдесят, а высота - пять локтей. На столбах висит занавес двора, сотканная из крученых льняных нитей; а подножья столбов из меди.


Вот такой вид Мишкана - походного Храма.
При 40 летнем походе евреев по пустыне он будет много раз разбираться и собираться. И станет он местом соединяющий народ Исраэля.

Теперь можно и поговорить о смысловой нагрузке деталей Мишкана.
Комментаторы находят в этом незатейливом сооружении и связь с устройством мироздания, и образы духовных миров и много чего другого.
Но в 25.9. мы читаем несколько странную фразу:
Как всё что показываю тебя - план мишкана и план всех принадлежностей его, и так сделайте.
Моше, за 40 дней своего пребывания на горе Синай, приобрёл идеальную душу. И потому, говорит Ашем, план Мишкана - это модель идеального человека - Моше. 
И неидеальный мир, приходя в Мишкан, будет стремиться подтянуться к идеалу. И силой, притягивающей  людей в Храм, будет желание встречи с Творцом лицом к лицу.
В такой схеме Ковчег - это мозговой центр. Место, в котором происходит встреча человека с Творцом и осознание своей связи с ним.
Стол хлебов - источник материального благополучия.
Минора - свет знаний.
Но хлеба впереди: Нет муки - нет Торы, нет знаний.
Но есть ещё логика Торы: нет Торы – нет и муки.

Во дворе жертвенник, который является проекцией нашей пищеварительной системы.
А ногами Мишкана будут шесты для его переноса. Они символизируют динамику народа Израиля.
Говорит Ицхак Абарбанель:
Четыре вида материала были использованы при строительстве Мишкана:
- полотнища из голубой шерсти;
- козьи шкуры, покрывающие первый слой;
- над ними слой из шкур красных баранов и животных (тхашим)
- дерево, инкрустированное золотом; 
И также всякое общество состоит из 4-х уровней:  Мудрецы, труженики, военные и властелины (богатеи и т.п)
Шерсть выкрашенная в разные тона указывает на мудрецов, любящих уединение, каждый сам по себе. На шерстяных полотнищах были вытканы керувимы ("ткач" - хошев, размышление). А чтобы подчеркнуть тонкость и деликатность их душевной организации были выбраны только тонкие нити.
    Полотнища над Мишканом сделаны из козьих шкур символизируют тех, кто обрабатывают землю. И потому они крепятся на медных, грубоватых крючках.
   Самое верхнее покрытие, крыша шатра, из красных шкур и обозначает воинов.
   Доски, из которых построены стены Мишкана, символизируют господ и правителей страны. Все их боятся и почитают. 
Доски покрыты золотом и к ним прикреплены золотые крюки. Всё указывает на богатство и почет.
Каждая часть Мишкана имела свою особую святость, но внутренняя его часть, это Святая Святых. В ней стоял Ковчег завета - арон акодеш. С виду красивый сундук, в которых находились скрижали Завета. И на золотой крышке его два керувима - духовные существа с лицами мальчика и девочки, и это олицетворяет любовь.
И чем дальше от Ковчега, тем плотнее материальный мир, и менее в нём уровень святости.
(Когда в картинной галереи гид рассказывает вам о деталях картины, вы в изумлении от глубины замысла художника. Но без гида вам этот замысел никогда бы не открылся).


 

           
             

No comments:

Post a Comment