Thursday, March 1, 2012

Шмот. Тецаве.

Глава продолжает разговор о строительстве и организации службы в Мишкане. В главе Трума было обращение Ашем только к Моше - как строить Мишкан, структура которого подобна структуре идеальной души Моше.
В этой главе Ашем учит Моше, как организовать службу в Мишкане.
В этом идеальном месте будут работать неидеальные люди и поэтому имя Моше в этом разделе не упоминается и всё идет в форме приказа ("тецаве" означает "вели, прикажи"). 
 
27.20. И ты прикажи сынам Исраэля, чтобы они взяли тебе масло оливы чистое, выбитое, для освещения, чтобы возжигать свечу постоянно.
В шатре собрания, вне разделительной завесы, которая пред свидетельством, будет направлять ее Аарон и его сыновья с вечера до утра пред Господом; вечный закон для их поколений - от сынов Исраэля.
28.1 И ты приблизь к себе Аарона, твоего брата, и его сыновей с ним из среды сынов Исраэля, чтобы служить ему Мне: Аарон, Надав и Авиу, Элазар и Итамар, сыны Аарона.
И сделай священные одеяния Аарону, твоему брату, для славы и для великолепия.
И ты говори всем мудрым сердцем, кого Я исполнил духом мудрости: пусть они сделают одеяния Аарона, дабы освятить его, чтобы служить ему Мне.
И вот одеяния, какие им делать: наперсник и эфод, и облачение, и платье ячеистое, головной повой и пояс; и сделают они священные одеяния для Аарона, твоего брата, и для его сынов, чтобы служить ему Мне.


И ты прикажи ... ранее Ашем передавал свои слова в мягкой форме - говори сынам Исраэля ...  Здесь Его слова жесткие - прикажи.
Ашем знает, что внизу народ уже собрался строить Золотого тельца. Даже после Синайского откровения рабский характер народа сидит в них. А с провинившимися рабами надо говорить жестко.
Но есть и другой резон приказывать. Ведь речь идет о масле, которое должно сгорать каждый день. Поэтому этот приказ приобретает статус заповеди на все времена работы Мишкана и будущих Храмов.

Наша глава единственная из всех книг Исхода (Шмот, Ваикра, Бамидбар, Дварим), в которой имя Моше прямо не упоминается.
Главное действующее лицо - Аарон. Он назначен Ашем вести службы в Мишкане. Моше где-то высоко, за облаками, он спускает вниз указания Ашем.
Аарон внизу с народом, он их обучает законам, и он отвечает за поддержание их святости. Он назначен быть главным коэном.

И ты приблизь к себе Аарона ... Ашем назначает Аарона и его сыновей коэнами - священниками служащими в храме.  А Моше станет источником их полномочий. Он для них Эло'им. И будет заказывать для них одежду и всё рассказывать и показывать. 
Аарон начинает линию первосвященников. Его шикарные одежды будут делать лучшие портные, которые Ашем исполнит духом мудрости.
И Аарон, как первосвященник, будет облачен в восемь одежд, символизирующих связи верхних и нижних миров и призванных искупать людские промахи.
Первые четыре белые одежды были из льна и их носили все коэны.
-  короткие штаны, прикрывавших тело и ноги от пояса до колен;
-  длинный до пят тунику с рукавами, доходившими до ладоней;
-  длинный пояс шириной в три пальца, перепоясывал туник;
-  тюрбан на голове.
Первосвященник поверх этих белых льняных одежд, одевал 4 золотых одежды (в их тканях вплетены золотые нити) - одежды "вожделенности":
   Цыц - золотая пластинка с надписью " Кодэш для Ашем";  цыц надевался на тюрбан
   Хошен - нагрудник с драгоценными камнями, с именами колен Израиля.
   Эфод - фартук, только надевали его как бы задом наперёд. Впереди был виден только пояс и лямки на плечах. 
    Меиль - мантия по подолу которой вышиты 72 золотых колокольчика и плоды граната из голубой, пурпурной и красной шерсти.
Каждый элемент одежды нес свою смысловую нагрузку. Например, фартук - эфод. Он символизировал элементы материального мир.
Ткань для него подготавливалась необыкновенным способом из сплетенных вместе 4-х видов нитей. Одну золотую нить скручивали с шестью нитями голубой шерсти, ещё одну золотую – с шестью нитями пурпурной шерсти, ещё одну золотую нить соединяли с шестью нитями красной шерсти, а потом ещё одну – с шестью льняными нитями. И только после этого все 28 нитей соединяли в одну и ткали из неё. Золотая нить символизирует человеческий разум.
На разум намекает и способ изготовления материала эфода - "тканьем" или "хошев", на иврите "хошев" ещё и "размышление".
Эфод завязывался сзади (материальный мир, как бы позади первосвященника) и имел ещё два наплечника - символизирующих два края мира - западный и восточный. 
На наплечниках прикреплялись два камня, с выграненными именами сынов Яакова и символизируют вид высшей человеческой структуры - народ Израиля.
Эти камни, как погоны на плечах - самом высоком месте тела. Поднимая руки для благословения, первосвященник поднимает и эти имена.
Спереди, к наплечным лямками Эфода прикреплялся нагрудник - Хошен. Он сшит из той же ткани, что и Эфод.
Материал Хошена складывали пополам, так чтобы получился квадрат, внутрь которого вкладывали пергамент с именем Ашем.
А с лицевой стороны было вшито 12 золотых ячеек в четыре ряда, в каждой крепился драгоценный камень, на котором было вырезано имя одного из колен Израиля. Для каждое колена назначался свой тип камня - рубин, изумруд, алмаз и т.д., которые отражали характер этого колена.
На камнях должны были быть все 22 буквы еврейского алфавита. Но в именах двенадцати сыновей Яакова некоторых букв нет – например, хет, тет, куф, цади. Поэтому на первом камне дополнительно писали имена праотцов Авраама, Ицхака и Яакова, а на двенадцатом – слова «шивтей Йешурун», что переводится как «колена еврейского народа».

28.30. И вложи в хошен выясняющий истину урим и тумим, и будут они на сердце Аарона, когда он предстанет пред Ашем; и будет носить Аарон суд сынов Исраэля на своем сердце пред Ашем всегда.
Урим и тумим (האורים ואת התומים ) написано с определённым артиклем ה(хей) и не было повеления их изготовить. Но есть обращение к Моше - и вложи в хошен...  т.е. урим и тумим не были изготовленные рукой мастера, а были переданы Моше Ашем. Кстати, с керувами та же история.
Урим и тумим (от корней свет и цельность) были отдельными принадлежностями Аарона и через них он задавал Ашем вопросы. Его ответ высвечивался на 12 камнях вложенных в хошен. Потому важно было иметь на них все 22 буквы.
Интересно отметить, что в этой одежде коэнов есть три революционных элемента моды: штаны или шорты; наплечники (прототипы погон); урим и тумим, как мобильный телефон в кармане первосвященника. И ещё тюрбан, ограничивающий человеческую гордыню перед тем, кто наверху. И отсюда идет обычай всегда покрывать голову.

И далее Ашем наставляет Моше, как приводить коэнов к службе в храме.
7 дней (милуим) подготовки, когда они должны переодевать свои одежды и приносить жертвы в храм. Проделывать разные жертвенные процедуры - сжигать часть жертвы на жертвеннике, затем снова переодевались и продолжали свою работу у Шатра Встречи.
И на 8-ой день коэны уже входили в Мишкан для службы.
Символ 8-го дня - это будущий мир. Так на 8-ой день коэны получают кусочек нового идеального мира в пределах Мишкана (храма).
30.1 И сделай жертвенник для воскурений, из дерева шитим сделай его.  Локоть - его длина, и локоть - его ширина, четырехугольным будет он, ива локтя его высота и выступы на углах его - единое целое с ним.
И покрой его чистым золотом, его верх и его стены вокруг, и выступы на углах его; и сделай к нему золотой венец вокруг.

Жертвенник Воскурения (золотой жертвенник) нужно установить в Шатре Встречи пред завесою, которая пред Ковчегом Свидетельства.
И ежедневно утром и вечером Аарон должен будет сжигать на нём смесь из 11 благовоний. И это предназначено для искупления человеческого зла.

No comments:

Post a Comment