Thursday, March 15, 2012

Шмот. Вайак'эль.

Моше спустился с вершины Синая с новыми скрижалями, Скрижалями Свидетельства. И уже на следующий день собирает всю общину сынов Исраэля.
Он торопится, потому что народ уже 40 дней в полной неизвестности за свою дальнейшую судьбу.
Создав золотого тельца, похоронив убитых, евреи были в состоянии отчаяния и раздробленности, и только совместная работа во имя исполнения приказа Ашем могла бы их сплотить. И на голос Моше народ сходится вокруг него.
35.1. И собрал Моше всю общину сынов Исраэля, и сказал им: Это есть то, что повелел Ашем делать:
Шесть дней делать должно работу, а в седьмой день будет для вас святыня, суббота прекращения работ Ашем;
всякий, выполняющий в этот день работу, умерщвлен будет.
И не зажигайте огня во всех местах проживания вашего в день субботний.

И Моше передал всей общине повеление Ашем строить Мишкан.
Но перед началом работ он знакомит всех с правилами техники безопасности, которые - строгое соблюдение Шабата.
Повеление Торы о Шабате, и закрепление меры ответственности за его соблюдение - это было свидетельством неизменности статуса народа Израиля в отношении с Творцом. И это была хорошая для них новость - они остаются Его творением, Его первенцем. Народ Израиля остается включенным в духовную структуру мироздания и потому должен подчиняться её законам, первый из которых, Шабат, как метод продвижения во времени: 6 дней усилий, 7-ой день катись по инерции, ничего не делай, и ни о чем не беспокойся.
Работа в Торе ("мелоха") - подразумевает творческую работу.
Если я в Шабат написал слово - это уже творчество, но свой диван я могу переносить по дому. Шабат - время для семьи и духовной работы. Устная Тора определяет 39 видов работ запрещенных в Шабат. Но "Не зажигай огня .. в день субботний" - это прямое запрещение Торы.

35.4. И сказал Моше всей общине сынов Исраэля так: Это есть то, что повелел мне Господь сказать:
Возьмите от вас возношение Ашем; а всякий, побужденный сердцем своим, пусть принесет (
от себя) возношение Ашем: из золота и серебра, и меди;
И синеты, и пурпура, и червленицы, и виссона, и козьего (волоса);
И шкуры Баранов, ...
Поскольку эрев рав (египтяне) были инициаторами золотого тельца, то здесь подчеркнуто, что к работе будут призваны только сыны Исраэля, а не "каждый, сердце которого пожелает", как было сказано до золотого тельца в главе Трума. И потому Моше отделил Исраэль от иноплеменного сброда, но для них сказал: "Возьмите от себя приношения для Ашем" - только от себя, если ты имеешь к этому побуждение сердца.
35.10. И всякий мудрый сердцем среди вас, пусть придут они и сделают все, что повелел Ашем:  Скинию, ее шатер, и его покров; ее крючки, и ее брусья, и ее засовы, ее столпы, и ее подножия;
Ковчег, и его шесты, покрытие, и разделительную завесу полога;
Стол и шесты его...
35.25. И всякая жена, мудрая сердцем, своими руками пряла, и принесли они пряжу: синету, и пурпур, червленицу, и виссон.
И все жены, каких вознесло их сердце в мудрости, пряли козий (волос).

Тора многократно дает подробную спецификацию всех материалов требующих для создания Мишкана. И Мишкан - очень тонкое сооружения, предназначенное для метафизического взаимодействия земного и духовного мира, и весь народ своими руками должен реализовать этот проект самого Творца. И поэтому такое высокое требование к мастеровым людям - только "мудрые сердцем" допускаются к процессу изготовления его деталей. Но мудрые сердцем - это и высокая ответственность, и главное - понимание того, что ты делаешь.
И весь народ хотел участвовать в постройке Мишкана. 
35.22. И пришли мужи за женами: все, побужденные сердцем, принесли обручья, и кольца, и перстни, и застежные булавки, все виды золотых украшений, и всякий, кто провел приношение из золота Ашем;
23 И всякий, у кого находились синета и пурпур, и червленица, и виссон, и козий волос, и бараньи кожи красненые, и тахашевые кожи, - все они принесли.
24 Всякий, кто давал возношение из серебра и меди, принесли они возношение Ашем; и всякий, у кого нашлось дерево шитим для всякого работного труда, - все они принесли.
Женщины были первыми, а мужчины к ним присоединились.
Когда строили золотого тельца, женщины отстранились от этой затеи, зато теперь они первые откликнулись на голос Моше.
И поставил Моше Бецалеля и Оолива управлять всеми работами.
36.3. И взяли они от Моше все возношение, какое принесли сыны Исраэля для ремесла работы выделенности, чтобы делать ее; а они приносили ему еще доброхотный дар поутру-поутру.
4 И пришли все мудрые, делающее всякое ремесло для Святилища, каждый от своей работы, которую они делали;
Каждое утро приносили всё новые и новые дары от сердца своего. И если ранее говорилось всё, как о приказе Ашем, то теперь всё возведено в ранг добровольности, любви. И это перекрывает их промах с тельцом.

Мишкан, завораживающе притягивает к себе весь народ Израиля. Нам трудно понять, но "мудрые сердцем"  видели во всех деталях Мишкана отражение того метафизического мира, который является сейчас для многих какой-то полной абстракцией. Например, что каждый вид используемого материала имеет свою проекцию на метафизическом уровне.
Семь их видов - металлы, ткани, древесина, шкуры, масло, благовония, камни связаны с конкретной категорий метафизического уровня и они подымаются от неживого мира к миру жизненных структур. Рассмотрим их в порядке их противоположностей.
Уровень 1 - камни. Символ земли, плотного материального мира.
               7 - металлы - вроде как камни, но их структура и свойства используются для преобразования мира.
Уровень 2 - благовония. Ощущения, интуиция, натроение.          
               6 - ткани. Полный антипод благовоний. Его тонкая структура создаётся уже рукой человека.
Уровень 3 - масло. Оно - концентрированный носитель энергии. Оно связано с понятиями воли, желания.
               5 - шкуры. Их получают, как и масла, простым силовым действием. Но шкуры - это уже уровень Управления. Когда части тела животного соединяются воедино человеком, превращая его в единую систему.
Уровень 4 - древесина. Дерево - символ середины мироздания, где смыкаются верхний и нижний миры; место прямого взаимодействия. Его верх - ветки, его низ - корни, они символизируют верхний и нижний миры.  
И сам Мишкан также имеет семь основных элементов отраженных на  соответствующих семи метафизических уровнях:
Самый нижний - 1- Колышки - это связь с землёй.
2 - Двор - создание атмосферы, ощущения, приближения к непостижимому.
3 -Алтари - процесс жертвоприношения.
4 - Менора - как и древесина, символ взаимодействия низа и верха. Она и имеет форму дерева.
5 - Стол - "пульт управления".
6 - Ковчег - хранилище записанного договора-"свидетельства", информация.
7 - Шатёр - то, ради чего всё сделано.
И каждый из уровней можно разложить на новые семь уровней, и так далее.
Например, шатёр раскладывается на новые семь уровней - палатка, крышка, крюки, доски, засовы, столбы, подпорки описанные в этой главе 35.11.
И эта великолепная Семёрка выделяется во всём на любой глубине её вложенности.
Буквально видно, как Мишкан, во всех своих мелочах, является моделью Вселенной. В математике такая система, в которой каждый  её элемент содержит в себе подобие всей системы называется фрактал.
И тогда можно сказать, что Мишкан был фракталом всего мироздания.
И через работу в нём, человек становится восьмым, самым высоким, уровнем этой модели. И это шаг в завтра, в Восьмой День Творения, в котором человек станет соавтором Творца.
38.9.  И сделал он двор: к южной стороне, направо, завесы двора из виссона, крученого (в шесть сложений), сто локтей; 
Столпов к ним двадцать и их подножий двадцать из меди; крючки для столпов и их ободы из серебра.
И для северной стороны - сто локтей, столпов к ним двадцать и их подножий двадцать из меди, крючки к столпам и их ободы из серебра.
Тора определяет ориентацию Шатра по сторонам света:
точка отсчета  מערב - восток - это изначальность, причина.
И повернувшись лицом (пуним) к началу, то справа будет юг - самое освещенное место. 
И речь здесь идёт о правильной ориентации человека в духовном пространстве, где
Юг ( דרום ) - Освещенность, символ мудрости.
Север ( צפון -цафор) - спрятанный, потаённый. Необходимы усилия для раскрытия света.
Запад (מערב - мизрах)- противоположный Израилю - восходу, и устанавливает границы возможного удаления от Начала. Потому Тора называет его морем - ведь море устанавливает предельную черту суши.
Запад - ещё и "задний", ахорит - конечный. Дальше некуда.

No comments:

Post a Comment