Wednesday, March 7, 2012

Шмот. Ки Тиса.

Моше ещё на вершине Синая, где Ашем передаёт ему законы для народа Исраэля.
Ки Тиса переводят как "когда будешь подсчитывать" или ещё "когда взвалишь на себя груз". Моше "взвалил на себя груз" управления народом. А чтобы управлять народом, необходимо знать его численность.
30.1. Когда вознесешь голову Исраэля по подсчету их - дадут Муж выкуп души своей для Ашем. И не будет мора среди них при подсчете их. Пусть дадут всякий проходящий по подсчетам: по половине шекеля вожделенности.
Здесь сформулировано правило пересчета народа Исраэля - не пересчитывают евреев по головам, именам, а только опосредственно, например, через половинку шекеля. Народа Исраэля был рождён, как единое целое, от которого нельзя отделять части. Он как маковые зернышки в пуремских гоменташах.
Но называя человека по имени, вы выделяете его из этой целостности. И это как отделение одной буквы от Имени Творца.
И для поддержания такого высокого состояния связей "Творец - народ Исраэля" Моше получает целый пакет законов и правил, по которым этому народу придётся жить. Всё время нужны усилия для поддержания уровня связи с Творцом.
Но пока евреи находятся в нежном возрасте и им нужен воспитатель, вождь такой, как Моше, обладающий идеальными духовными качествами. 
И 40 дней Моше на вершине Синая постигал - что есть Тора, чтобы снести её вниз своему народу.
Рав Ицхак Абарбанель по этому поводу говорит, что также, как 40 дней, необходимо, чтобы человеческое существо, зародившееся от семени, приобрело новую структуру и стало называться человек, так и Моше, как зародыш в чреве матери, не ел и не пил и получал свой новый образ человека, способного к совершенному пророчеству и совершенному пониманию. По-видимому, менялась и его телесная оболочка. Моше должен был смирить своё (естественное человеческое) злое начало и передать своё тело под власть разума, чтобы тело не мешало ему в достижении совершенства.
Для понимания Торы Моше получил 4 группы знаний:
- Знания Материального мира.
- Знания небесного Мира.
- Исследования духовных сущностей.
- Знания о божественности этого мира и о мире сфирот.
И в каждые из 10 дней Моше постигал одну из групп знаний.

31.1. И говорил Ашем Моше так:
Смотри, Я призвал Бецалэля, сына Ури, сына Хура, из колена Йегуды.
И Я наполнил его духом Эло'им - мудростью, и разумением, и знанием талантом к всякому умению:
Помышлять замыслы, воплощать в золоте, и в серебре, и в меди, и в резьбе по камню для оправления, и в резьбе по дереву; делать всякую работу. И Я, вот Я поставил с ним Аолиава, сына Ахисамаха, из колена Дана, и в сердце всякого сердцем мудрого вселил мудрость; и они сделают все, что Я повелел Тебе.


Евреи в Египте, были разными мастерами, но кто может уметь всё? И не чудо ли, что среди них нашелся такой, что мог выполнять на божественном уровне любую работу, да ещё и обладал мудростью и разумением, и знанием, и способным постичь тайну Мишкана.
Не мог он получить такого учителя среди своего народа.
И "Смотри - Я призвал Бецалеля ..." - это значит он вывел на сцену ту душу, которую специально приготовил для этой работы. И здесь Тора нам приоткрывает тайну, что для свершения каких-либо великих задач в нашем мире, задолго до этого в духовных мирах подготавливается спецотряд душ, наделённых гениальными способностями и талантами.
И в нужный исторический момент Ашем призывает кого-то из них на службу в наш мир. 


Дальше начинается грустная еврейская история: "Золотой телец".
32.1. И увидел народ, что все еще нет Моше, которому пора спуститься с горы, и окружил народ Аарона, и потребовал: Встань, сделай нам Эло'им, которое пойдет перед нами! Потому что этот человек, Моше, который вывел нас из страны египетской, пропал, и не знаем мы, что сталось с ним. И сказал им Аарон: Снимите золотые кольца с ушей ваших жен, сыновей и дочерей и принесите мне. И снял весь народ золотые кольца со своих ушей, и отдали их Аарону; и взял он кольца из рук их, и обработал резцом, и сделал литого тельца; и воскликнули они: Вот Эло'им твой Израиль, которое вывело тебя из страны египетской!. И увидел Аарон, и построил жертвенник перед ним, и объявил Аарон: Завтра – празднество Ашем! И встали они назавтра пораньше, и вознесли жертвы всесожжения, и приготовили мирные жертвы, и уселся народ есть и пить, и поднялись забавляться.
И говорил Ашем Моше: Иди вниз, ибо растлился твой народ, который вывел ты из страны египетской. Быстро сошли они с пути, который Я Заповедал вам...".

Телец – символ Йосефа. Почему из золота возник именно телец? Всё есть во всём. Он может быть символом духовной пищи, а может быть символом животного. Золото символ мудрости, символ Хохма, но когда оно становится именем животного, образом идола, то это уже символ низости желаний, что сильно расходится с Замыслом Творца.

И этому в кабале соответствует термин "клипа" – то ложное, что отвлекает человека от прямого пути.
Но неожиданно эта история указывает также на единство евреев в исполнении своих желаний как пагубных, так и святых.
Сказал Раби Хия: Невозможно понять этот народ! Требуют от них дать на создание Золотого Тельца - дают! Требуют от них дать на создание Храма - дают! ... Но такое единство, внушает оптимизм.

32.15 И спустился Моше с горы, и две Скрижали Союза в его руке, скрижали, написанные с обеих сторон, с этой и этой они написаны.
А скрижали, изделия Эло'им они ; и письмо, письмо Эло'им оно, начертано на скрижалях. ...
32.19. И было, когда он приблизился к стану и увидел тельца и танцы, то воспылал гнев Моше, и бросил он из своих рук скрижали, и разбил их под горою.
И взял он тельца, которого сделали, и сжег в огне, и стер до измельчения, и рассеял над водою, и дал пить сынам Исраэля.

Получи народ Исраэля эти скрижали, и по другому пошла бы история человечества. И здесь работает правило похожее на закон неразрывности потоков жидкостей и газов. Только это неразрывность исторического потока. Ошибки и пагубные действия людей искажают её береговую линию и создают бурные потоки истории, в которых плыть становится трудно и опасно.
32.30 И было на следующий день, и сказал Моше народу: Вы совершили великий грех; и теперь взойду я к Ашем, быть может, искуплю ваш грех.
И возвратился Моше к Ашем, и сказал: О, совершил этот народ великий грех, и сделали они себе Эло'им золотые.
И теперь, если простишь их грех, а если нет, то сотри меня из Книги Твоей, которую написал Ты.

О какой книге идет речь. Ведь это не мидраш, где иносказания и намеки, а Тора, прямой смысл. 
Раши объясняет, сотри меня из Твоей Книги - из всей Торы. Чтобы обо мне не сказали, что я не был достоин просить для них милосердия.
Но без Моше разрушится и сама Тора, и всё строение мира.
32.33 И сказал Господь Моше: Того, кто согрешил предо Мною, сотру Я из Книги Моей.
А теперь, иди, веди народ, куда Я говорил тебе; вот, Мой ангел пойдет пред тобою. А в день засчета Моего - и засчитаю Я на них вину их.
И поразил Ашем мором народ за то, что сделали они тельца, которого сделал Аарон.


Раби Яаков-Йосэф, один из ближайших учеников раби Бааль Шем Това, объясняет, что окончательное возмездие за грех тельца придёт не позже года обозначенного буквами תש'א (тиса) - название этой главы, и это год 701 (гематрия תש'א) этого тысячелетия - 5701 год или 1940/1941 г.
И это предполагаемое возмездие за золотого тельца, после которого и начался процесс движения к Геуле.
5701 год начался в Тишрей в воскресенье, 3 октября 1940 года, и закончился 29-го числа Элула, 21 сентября 1941 года. Год такого типа, называется не пройденный - в нем 354 дня. Это был третий год падения.
33.18. И сказал Моше: Дай узреть мне славу Твою.
И сказал Он: Я проведу все благо Мое пред лицом твоим и возглашу Имя Ашем пред тобою, и помилую, когда Мне миловать, и умилосержусь, когда умилосердиться.
И сказал Он: не сможешь видеть лица Моего; ибо не (дано) человеку видеть Меня и остаться в живых.

Отвечает ему Ашем - ты постигнешь всё благо моё в большей степени, чем любой другой человек, но Мой лик ты постигнуть не сможешь.
Не в смысле увидишь и умрёшь, а в том смысле, что находясь в материальном теле и материальном мире, человек ограничен в своём постижении "лика Творца" - его абсолютного единства. (Не может точка осмыслить объём куба).

И сказал Ашем, вот я пройду перед тобой ...
33.23 И сниму ладонь Свою, и увидишь Меня сзади, а лицо Мое ты увидеть не сможешь.
Ункелус объясняет: И увидишь лишь то, что после Меня, по моему действию, и лишь задним числом сможешь понять, что всё совершенное Мной было во благо - и это то, что после меня.
Но замысел Ашем, предшествующий Его действиям - "то, что передо Мной",  это остаётся в недосягаемости для человеческого познания.

34.29 И было: когда спускался Моше с горы Синай и две Скрижали Свидетельства в руках его, когда спускался с горы, - а Моше не знал, что лицо его стало лучиться с тех пор, как Ашем Говорил с ним.

Первые, разбитые скрижали были Скрижалями Союза, и буквы на них были начерчены "пальцем" Эло'им. Через них народу раскрылись бы все тайны Письменной Торы. Но увы.
Сейчас Моше принес вторые скрижали - Скрижали Свидетельства. И это уже уровень Торы Устной. Мы теперь сами должны будем доходить до тайн Творца. 
А Моше светился, потому что он сейчас был вместилищем всей Устной Торы, которую он начнёт преподавать народу.
Прошлогодний обзор главы Ки Тиса здесь.

 

1 comment:

  1. Спасибо за хороший комментарий.
    !שבוע טוב

    ReplyDelete