Thursday, March 22, 2012

Ваикра. Ваикра.

Книга Шмот заканчивалась построением Мишкана - переносного Храма, места встречи народа Исраэля с Ашем.
И если ранее Моше получал откровения восходя на вершину Синая, то теперь Шхина перенеслась в Мишкан и оттуда Моше будет уже получать все приказы от Ашем. Это уже переход на качественно новый уровень во взаимоотношении Ашем с народом Исраэля.
Для службы в храме Ашем призвал Аарона и его сыновей и возвёл их в статус коэнов - высшую касту cвященников в Храме Ашем.  
И книга Ваикра, 3-я книга Торы, определяет обязанности коэнов и учит их организации всех работ в Мишкане. И потому книгу Ваикра ещё называют "Учение коэнов".
И  начинается книга с законов о жертвоприношениях.

1.1. И воззвал к Моше, и говорил Ашем ему из шатра встречи сказав:
Говори сынам Исраэля и скажи им: человек, когда приблизит из вас жертву для Ашем - из скота: из крупного и из мелкого, приблизьте жертву вашу.
Если ола (всесожжение) жертва его из крупного скота, то мужского пола, без порока принесет его; ко входу в шатер собрания приведет его, по воле своей, пред Ашем.
И возложит он руку свою на голову жертвы всесожжения; и благосклонно будет принято для него, чтобы искупить его.


Жертвоприношение - сжигание животного на жертвеннике, было очень распространено у ранних народов и рассматривалось нами, как вид поклонения своим Эло'им - идолам. Но не всегда это связано с простым идолопоклонством.

Тора нам рассказывает, что жертвоприношения приносили ещё Адам, Каин и Авель, Ноах и все наши праотцы, следовательно жертвоприношения имеют какое-то важное значение.
Сейчас, когда народ Исраэля поднят на уровень соединения с Ашем, и построен Мишкан, который отражает семиуровневую модель Вселенной, то и  вся служба жертвоприношений одевается в цельную, строго регламентированную систему - никакой самодеятельности, жертвоприношение только на территории храма и только из домашних кошерных животных или птиц.  
Это как красивое колёсико: когда оно само по себе, то им можно, разве что, поиграться. Но включенное в механизм, оно приобретает определённую функцию, и становится важным элементом системы.
Так и здесь, меняется сама суть жертвоприношений - через них каждый человек мог почувствовать свою личную связь с Ашем используя канал "еврей - коэн - Ашем".   И потому у евреев, это называется не жертвоприношение, а корбан - от корня "близость".
Корбан - это может быть или животное, или птица, или хлеб, масло, вино.
Через Корбан поддерживалась духовная чистота, как отдельного человека, так и всей общины Израиля.
Через карбонот человек как бы говорит, что эта жертва часть его самого.

Сушествуют четыре типа корбан:
  - коран Ола. Это жертва всесожжения.
  - корбан Хотан. Жертва за грех.
  - корбан Ашам. Повинная жертва.
  - корбан Шламим. Мирная жертва.

Корбон Ола означает, что корбан полностью сжигают, возносят на жертвеннике. И это проявление своего любовного отношение к Ашем. Полностью сжигается - всё для Него.
Корбан Хотан приносят для исправления непреднамеренных промахов, ошибок.
Корбан Ашам приносят, когда человек не уверен в правильности своего поступка. При Хотан и Ашам часть жертвы сжигается, другая отдаётся коэнам.
Корбан Шламим, когда часть жертвы, например, баранчика, сжигается полностью, а остальное хозяин жертвы съедает вместе с коэнами. Лехайм.

Тора выделяет общественные и индивидуальные корбанот.
       Общественные корбанот приносили каждый день, на новолуние, и на каждый праздник. 
Раз в год все евреи вносили символическую сумму, и на эти деньги весь год осуществлялось приношение жертвы. И эта жертва обеспечивала благословение каждому человеку в отдельности в течение всего года.
   Жертвенные службы ежедневно начинались и заканчивались "постоянной жертвой" - корбан тамид. Это была скромная жертва - одна овца, немного жира, мука и соль - приносимая от всей общины Израиля.
Жертву приносили два раза в день: рано утром, перед всеми остальными жертвами, и вечером, после всех других.
       Индивидуальные корбанот приносились человеком за искупление своего плохого поступка;  или из-за болезни тела и многих других жизненных неприятностях.
И есть ещё много вариантов приношения корбанот, но это не для нашего короткого обзора главы.
Но никто не безгрешен в нашем мире. И наша глава определяет процедуру приношения корбанот для каждого из групп народа Исраэля при их провинности:
4.3. Если Коэн Помазанный провинится в вину народу, то принесет он за вину свою, которой провинился, молодого быка, без порока для Ашем в очистительную жертву - хатан.
4.13. И если вся община Исраэля совершит ошибку, и сокрыто будет от глаз общества ... И стане
т известна вина, которой провинились и принесет общество молодого тельца в жертву очистительную, и приведут его пред Шатер Встречи.
4.22. Если Наси (царь) провинится по ошибке и стане известна ему его вина, то приведёт жертву свою: козла, самца без порока.
4.27. И если одна душа из народа Исраэля провинится по ошибке ...
- и приведёт козу, женского рода, без порока.




No comments:

Post a Comment