Thursday, May 3, 2012

Ваикра. Ахарей Мот.

С того недавнего дня, когда начал работать Мишкан, стартовал и новый проект Ашем по исправлению мира. И народ Исраэля был избран Ашем для работы в этом проекте. И здесь в пустыне Ашем должен дать своему народу все правила и законы обеспечивающие их высокий моральный уровень. Помните, какое для Итро было откровение, что всё управление этим миром идет по законам морали.
Предыдущие две главы были введением в понятия чистоты и нечистоты. Наша глава Ахарей Мот начинает рассказ о службе первосвященника в Йом Кипур.
16.1. И говорил Ашем Моше после гибели двух сынов Аарона; когда они, приблизившись пред Ашем, погибли.
И сказал Господь Моше: Говори Аарону, брату твоему, чтобы он не входил во всякое время в Кодеш, за завесу, и не приближался к крышке, покрывающей Ковчег, дабы он не умер, ибо в облаке являюсь Я над крышкой.

Ахарей Мот значит "после смерти".
Уже первый пасук этой главы поднимает перед комментаторами Торы десятки нелегких вопросов, ответы на некоторые из них весьма противоречивы.
Два сына Аарона Надава и Авиу погибли после попытки без разрешения войти в Кодэш Кодашим (Святая Святых). Ими двигало неукротимое желание максимально приблизиться к Всевышнему, за черту отделяющую жизнь от смерти.  
Поступок Надава и Авиу привёл к сужению рамок близости с Творцом и теперь Ашем через Моше передает строгий порядок, когда и в каком виде Аарон можно входить в Кодэш Кодашим - только в Йом Кипур, в одежде простого коэна.
Мидраш говорит, лишь для Моше не было жестких ограничений вхождения в Святилище, откуда он стал получать все указания Ашем.
Когда Ашем хотел появиться, Он создавал зрительный образ клубления облака из смеси воздуха и воды. Облако клубилось над крышкой ковчега между двумя херувинами, и голос Ашем исходил из этого облака.
(Интересно, какая технология связи с Ашем будет использована в Третьем Храме)

16.3. С этим войдет Аарон в Кодэш: с молодым быком для хатат ( очистительную жертву) и с бараном для ола (всесожжения).
Бык, которого приводит Ааорон в Святилище, предназначен для искупления его семьи и семей всех коэнов.
16.5. А от общества сынов Израиля пусть возьмет двух козлов в грехоочистительную жертву и одного барана для всесожжения…
И возьмет двух козлов, и поставит их пред Ашем у входа в Шатер Откровения.
И возложит Аарон на обоих козлов жребий: жребий один для Ашем, и жребий другой для Азазеля…
И доставит Аарон козла, на которого выпал жребий для Ашем, и назначит его халат - очистительной жертвой.
А козла, на которого выпал жребий для Азазеля, пусть оставит живым пред Ашем, чтобы совершить через него искупление, отправив его к Азазелю, в пустыню.
И когда закончит Аарон приносить жертвы в Святилище и "приблизит он козла живого"
16.22 И возложит Аарон обе руки свои на голову козла живого, и исповедается над ним во всех провинностях сынов Исраэля и во всех их преступлениях, что до всех их грехов неумышленных, и возложит их на голову козла, и отошлет его с человеком нарочным в пустыню.
И понесет козел на себе все их провинности в страну обрывов и отошлет козла в пустыню.

Козёл отпущения и Азазель - это тайна, которую постигают на кабалистических глубинах. Но всё же, кто такой Азазель, которому наравне с Ашем приносят эту жертву в пустыне.
Раши объясняет, что Азазель это название высокой скалистой горы, куда и посылался козел искупления.
М.Булгаков, в "Мастер и Маргарита", показывает Азазеля, как демона-убийцу безводной пустыни.
В еврейской традиции Аазазель - это Самаэль, ангел обвинитель он же сатан.
На иврите козел - саир. А общее название коз - עז (эз). но эз еще имеет смысл - “наглость”. И название Азазел, сложено из двух слов: эз и азал – конец, смерть, что в максимальной степени выражает его главное свойство.
Раши, в своем определении Азазеля, имеет ввиду, что "скалистая местность" на языке Торы можно также прочитать, как "наглый" и "ушел".
И два козла символизируют весь народ Исраэля, в его хороших и плохих проявлениях. Всё хорошее и всё что можно исправить отправляется на жертвеннике Ашем. Но в случае, когда народ опускается до злодейства - его удел "пустынное и скалистое место", куда он отправляется в изгнание.
В отличие от других жертв, козел отпущение, не искупает вину народа, а лишь уносит их провинности в страну обрывов - в изгнание.
Но говорит р. Ицхак Абарбанель, ведь написано: а второго козла "оставит живым пред Ашем, чтобы совершить через него искупление" и отсюда следует, что этот козёл, символизирующий согрешившую общину Исраэля, не исчезнет и не пропадет в изгнании. Он будет "стоять живым перед Ашем" и будет хранить веру в Ашем и будет затем народ этот возвращен на землю свою.

Во времена Храма в Йом Кипур, когда козла отпускали в пустыню, к воротам Храма привязывали красную шерстяную нить и когда он падал со скалы, то нить становилась белой - были грехи народа красны, но отбелились и стали как снег.
Но за сорок лет до разрушения Второго Храма нить не белела, а становилась только более красной, а козла вообще не возможно было столкнуть со скалы, и он убегал к ишмаэльтянам.
17.1. И говорил Ашем Моше так: Говори Аарону и всем сынам Израиля и скажи им: вот что повелел Ашем сказать: Всякий человек из дома Исраэля, который зарежет быка, или овцу, или козу в стане, или зарежет их вне стана, И ко входу в шатер Встречи не привел его, чтобы приблизить жертвой для Ашем пред Мишканом Ашем, то кровью вменится тому человеку, кровь пролил он; и искоренен будет тот человек из среды своего народа.
Жизнь еврев в пустыне была необычна и проходила на уровне максимальной близости с Творцом. Потому животное могло быть зарезано только для принесения жертв. Иначе пролитие крови (кошерного) животного аморально, и приравнивается к пролитию крови человека.
Но перед входом в землю Кнаан, когда евреи должны были уже заниматься этим реальным миром, им стало разрешено есть мясо и вне Храма.

18.1.И Говорил Ашем Моше сказав: Говори сынам Исраэля и скажи им: Я Ашем, Эло'им ваш. По деянию страны Египет, на которой вы проживали, не совершайте, и по деянию земли Кнаан, куда Я веду вас, не совершайте, и по законам их не поступайте.
Правопорядки Мои исполняйте и законы Мои соблюдайте, поступая по ним.
Я Ашем, Эло'им ваш.

Ещё не раз Тора будет напоминать - Ашем вывел вас из среды других народов, которые погрязли в разврате. И вывел для того, чтобы народ Израиля, соблюдая данные Ашем моральные законы, стал притягательным примером для других народов.
Далее Тора перечисляет запреты половых связей между близкими родственниками - запрет на половые связи с своей матерью / отцом своим; с сестрой своей, родной тётей своей, с женой брата своего,.... Запрет на гомосексуализм и на связь с животным.
Всё это было нормальным в Египте и у других древних народов. Вспомним, что именно за это были уничтожены Сдом и Гомора.

18.29. Ибо всякий, кто будет делать из всех этих гнусностей, искоренятся их души из среды народа своего.
И это называется карет - отрезание души.


No comments:

Post a Comment